Леонид Филатов: «Мое знание о вечной жизни рукопожатием не передается»

Известный актер и писатель Леонид Филатов находится в реанимационном отделении Центральной клинической больницы (ЦКБ). Об этом сообщили "Интерфаксу" в понедельник в театре Содружество актеров Таганки, одним из создателей которого является Л.Филатов.

В ЦКБ актер был доставлен в пятницу. "Критическое ухудшение состояния здоровья Л.Филатова вызвано острым двусторонним воспалением легких. В настоящий момент его состояние оценивается врачами как стабильное", — сказал источник в театре.

В 1997 году Л.Филатов перенес операцию по трансплантации почек, в ходе которой возникли осложнения, вызвавшие резкое снижение иммунитета. В связи с этим даже легкая инфекция способна привести к тяжелейшим последствиям для его здоровья.

Народный артист России Л.Филатов родился 24 декабря 1946 года в Казани. В 1965 году поступил на актерское отделение театрального училища имени Б.Щукина. С 1969 — актер Московского театра на Таганке. В 1993 вместе с несколькими соратникам- актерами создал свое творческое объединение "Содружество актеров Таганки".

Расцвет кинематографической карьеры Л.Филатова пришелся на 80-е годы. За годы работы в кинематографе он сыграл главные роли в фильмах: "Экипаж", "Женщины шутят всерьез", "Забытая мелодия для флейты", "Город Зеро". Создал сценарии к фильмам "Благотворительный бал" и "Сукины дети".

Начиная с 1990 года, выходят в свет книги Л. Филатова "Про Федота-стрельца удалого молодца", "Большая любовь Робина Гуда", "Любовь к трем апельсинам", "Лизистрата", "Театр Леонида Филатова", "Я-человек театральный", "Сукины дети" и многие другие.

С 1994 года Л.Филатов стал вести на телеканале ОРТ передачу "Чтобы помнили", посвященную известным и любимым артистам, которых уже нет в живых, которых стали забывать. 16 мая 1996 Л. Филатову была присуждена Специальная премия "ТЭФИ" Академии российского телевидения за этот цикл, 27 мая 1996 указом Президента РФ Л. Филатову за этот же цикл программ была присуждена Государственная премия РФ в области кино и телевидения.

Мало кто думал, что он выживет: тяжело болел, два года прожил без обеих почек, на диализе, потом ему почку имплантировали... Почти никто не верил, что он сможет работать, — а он выпускает книгу за книгой и делает телепрограмму "Чтобы помнили...". Филатов сидит в кухне, смотрит по телевизору репортаж о гибели "Шаттла" и по обыкновению прикуривает одну от другой. Как был печальный волк, так и остался.

"По-настоящему слушать Высоцкого я стал уже после его смерти" (отрывок из последнего интервью)

- Ну, эту позицию — остров правды в море лжи — не вы придумали. На ней держалась вся энергетика той Таганки. — Держалась, да... "Всех учили, но зачем ты был первым учеником!" Кто мне запрещал иметь свою голову на плечах? Как мы все были правы, когда к нам пришел Эфрос! Как мы верили в святую свою правоту! А он умер и нас с этой правотой оставил. Мне рассказывали, что одна замечательная актриса, с которой его связывали годы работы и дружбы, в одном интервью сказала: ну что Филатов так кается, есть ведь люди — и я в том числе, — которые перед Эфросом куда больше виноваты. Что ж он так мучается, в каждом интервью приносит покаяние! Но та ситуация в известном смысле открыла мне глаза... я даже думаю, что два по-настоящему поворотных события были в моей жизни. Первое — та история, когда мы были так солидарно, так бесспорно правы! — и вот тебе на. Второе — расстрел Белого дома, когда я впервые почувствовал приближение болезни. Ну что хочешь со мной делай, но не было тогда необходимости расстреливать парламент из танков. Дело не только в том, что там были жертвы. Дело в том, что это был расстрел посреди Москвы, сознательный, демонстративный. После этого стало можно все — в том числе Чечня; государство не укрепило себя этим — оно себя уронило. Поддерживать его стало этически невозможно. Что касается обязательного присоединения... Другой неглупый человек любил повторять: "Делай, что должно, и пусть будет, что будет". Не надо ни к кому присоединяться. Здравый человек не может полностью быть ни на чьей стороне. Рано или поздно он всем говорит: "Нет, вот тут уж — извините". — Но у вас в "Свободе или смерти" герой все-таки гибнет на баррикадах! — И ты полагаешь, что я одобряю такой образ действий? Этот герой — он не такой уж безупречный. Он, может, потому и погиб, что чувствовал необходимость обязательно к кому-нибудь присоединиться. Самое трудное — быть одному; никого не слушать. Иди, куда влечет тебя свободный ум... Просто в какой-то момент научись не обращать внимания на то, что о тебе говорят не уважаемые тобою люди. Ну что мне мнение, например, Валерии Новодворской? Вот если Чухонцев, или Данелия, или Овчаров что-то плохое обо мне скажут... Но они, слава Богу, не говорят. Вообще научись слушать тех, кто состоялся. Потому что состоявшихся людей всегда ненавидят, у них есть опыт противостояния толпе, так что зря они не скажут. — Я все хотел спросить, почему такой бум и культ возродился к 65-летию Высоцкого? Все время ловлю себя на том, что или слушаю его, или напеваю... — Ну, это просто. Сперва был настоящий культ, в котором много было ложного и болезненного. Городские сумасшедшие, паломничества, календари, песни "под него", вся атрибутика народной славы. Потом — естественная реакция на этот культ. Отторжение. Гниловатые времена, когда он со своей правдой и своим напряжением был попросту неуместен, непонятен. И наконец настоящее понимание того, кто он был. Я этого при жизни его не понимал , точнее, понимал не вполне. Чтобы понять, что такое соль, необязательно съесть пуд — щепотки достаточно; но по-настоящему я стал его слушать в первый год после его смерти. Пленок у меня было много, слушал все подряд. Тогда мне открылся истинный его масштаб. Думаю, что, доживи он до сегодняшнего дня, тоже не дружил бы с истеблишментом. Позиция его была бы отчасти сродни говорухинской... но выражена, думаю, сильней.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *