Родить на переменке

В минувший вторник 11-летняя харьковская школьница подарила своей 28-летней маме внука. Мальчик весом 3900 родился в 5-м роддоме.

... Алена особенно переживала, что не попала на школьную елку. В палате роддома, куда беременную со сроком в тридцать недель положили на сохранение, ее навещали учителя, чтобы девочка не отстала от учебы, и боевая мама, которая устроила в школе и роддоме такой скандал, что фамилия малолетней роженицы засекречена, как какой-нибудь иностранной разведчицы. Подружек, а уж тем более журналистов, не пускают, даже медсестры и нянечки испуганно прошмыгивают по лестнице, боясь выдать "государственную тайну". На большой животик шестиклассницы обратила внимание не мама, с утра до вечера торгующая на крупном харьковском рынке, а ее классная руководительница, которая и отвела ребенка к гинекологу. Вердикт был ошеломляющим: беременна, активно развивается жизнеспособный плод. Девочку тут же положили в больницу, а заниматься необычной роженицей взялись лучшие здешние умы в области гинекологии. Но пока академики ломали головы, как бы облегчить шестикласснице процесс донашивания и родов (об аборте на таком сроке речь не шла), ее мать пригрозила врачам... что подаст на них в суд за разглашение медицинской тайны.

Матери Алены, единственной кормилице двух дочерей (младшей исполнилось восемь), сочувствуют многие. Личная жизнь не сложилась, собственной квартиры нет — вместе с двумя дочками снимает половину частного дома. Единственный персонаж семейной драмы мужского рода — 23-летний сосед, приехавший из Узбекистана, поспешно исчез, узнав, что "любовь" криминалом пахнет. По словам школьницы, он частенько заходил к ним, приносил конфеты, игрушки. Девочка, выросшая без отца, быстро привязалась к заботливому дяденьке-соседу, который не упустил возможности воспользоваться доверием малышки. Девчушка и по сей день уверена, что так и ведут себя многие папы со своими дочерьми...

Странно, но мама беременной девочки не пыталась искать беглеца и заявлять на него в милицию. А в качестве аргумента прозвучало, что все происходило "по взаимному согласию". Врачи не стали поднимать шума, сконцентрировавшись на своих непосредственных обязанностях. А мама, поняв, очевидно, что любая публикация об этом факте может стать поводом для возбуждения уголовного дела, в котором и ей может найтись место, решила объявить войну журналистам.

Больше месяца беременный ребенок ожидал своей участи на больничной койке и не понимал, что с ней происходит. Девочка била себя по животу, когда младенец начинал шевелиться, и полагала, что врачи "вылечат ее". Когда медсестра пыталась объяснить, что внутри у нее — ребеночек и его бить нельзя, а то ему больно, без пяти минут мама начинала кричать и плакать. Психологически подготовить ребенка к тому, что у нее появится собственный, — для врачей было самым трудным.

- Обычный ребенок с развитием, не опережающим сверстниц, — охарактеризовал юную маму наблюдающий ее академик НАН Украины, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии медуниверситета Валентин Грищенко. — Беременность тем не менее протекала нормально, правда, девочке сделали кесарево сечение, так как она не родила бы сама...

В истории города были такие прецеденты. В конце 70-х годов осчастливила внуком своих родителей 12-летняя мамочка. Причем отцом оказался дедушка ребенка, то есть отец девочки.

- На моей памяти была даже 6-летняя роженица, — рассказал академик, — она забеременела от собственного деда. Случилось это в 1935 году в Харькове. Роды у малышки принимал вместе с профессором Кожинским мой отец, бывший в ту пору доцентом. А я тогда, будучи ребенком, играл с маленькой роженицей, даже на пленку нас с ней сняли, важно было показать, что психика у роженицы — детская, полностью отвечающая ее возрасту. Хотя в том случае девочка выделялась преждевременным половым развитием. Чем и соблазнила "деда". К сожалению, ребеночек оказался мертворожденным. А вот у 12-летней мамочки, осчастливившей своих родителей внуком в конце 70-х годов, малыш родился здоровым...

Врачи считают, что предвзятое отношение к раннему материнству диктуется общественной моралью и не всегда оправданным медицинским риском. Ребенок в таких случаях не должен становиться заложником социальных взглядов...

Вот только как реально "вытянуть" дитя той же Алены, которой самой еще надо вырасти, — сказать никто не берется. Судьбу новорожденного решают попечительские органы. И то, что из роддома маленький человечек перекочует в Дом малютки, почти ни у кого не вызывает сомнений. А 11-летняя мама озабочена другой проблемой — как бы скорее вернуться в школу. Она "хорошистка" и не хочет портить свой табель.

Корец Марина, соб. корр. "Труда", Прокопчук Станислав. Харьков