Сотрудник офиса - болезнь или диагноз?

Офисный синдром — еще не болезнь, но уже весьма неприятное состояние, порожденное требованиями рынка рабочей силы в новых условиях развития России. Это реальность, с которой нужно — и можно! — справиться.

СССР был страной с высоким уровнем социальных гарантий. Наши отцы и матери жили хоть и при убогих прилавках, но в покое. В условиях социальной защищенности и уравниловки люди перестали рассчитывать на самих себя, отвечать за благополучие и безопасность своей семьи. Развился, если хотите, своего рода комплекс социального паразитизма.

Но вот пришли иные времена, поднялась цена личной инициативы, работоспособности, даже выносливости. Многое пришлось пересмотреть, ко многому пришлось привыкать, многое пришлось просто стерпеть... Сейчас период социальных потрясений пройден, общество вступило в полосу относительной стабильности. Во всяком случае, многим (если не всем) стали ясны новые "правила игры". Особенно ярко это проявляется в столицах — Москве и Санкт-Петербурге. Именно в мегаполисах основная часть трудоспособного населения трудится в офисах больших и малых фирм, банков, транснациональных корпораций, в страховых компаниях, центрах, клиниках и т. п. Эти люди относятся к основной прослойке любого цивилизованного общества — среднему классу, пишет "Семейный доктор"

Чем платит средний класс за место в золотой середине

Неважно — чем. Главное — средний класс платит за все! За квартиру, машину, образование и лечение. Даже обеспечение на старость — ввиду неразберихи в пенсионном деле — тоже его личные проблемы. А широкий рынок рабочей силы привел к тому, что незаменимых сейчас, особенно в среднем и низшем звене, нет.

И вот необходимость платить за все (с одной стороны) и неуверенность в завтрашнем дне (с другой) и составляют основу хронической стрессовой ситуации, в которой живет и трудится средний представитель среднего класса, стараясь обеспечить нормальное существование себе и своей семье. И можно сколько угодно кивать на Запад, но там давным-давно разрешили этот конфликт мощью социальных гарантий.

Офис глазами медика

Поскольку большинство представителей среднего класса — кабинетные работники, или, говоря модным языком, офисные, попытаемся взглянуть на работу в офисе глазами психолога и врача. Мы видим:

· большое эмоциональное напряжение (из-за ответственности решаемых задач);

·невысокая физическая активность;

·ненормированная работа за компьютером.

Можно сколько угодно говорить о таинственных излучениях компьютера, но самые простые факторы, перегружающие нервную систему, здесь налицо. Они создают состояние, которое психологи называют "напряженный уровень бодрствования" - при постоянной концентрации внимания в узком мирке, т. е. на рабочем месте. Грубо говоря, вечный напряг, тревогу и нехватку впечатлений.

1.Зрительное утомление. Глаз вынужден непроизвольно отслеживать работу системы строчной развертки дисплея, которая производится с огромной скоростью. Сначала глаза слезятся, затем развивается сухость слизистой оболочки глаз.

2.Аккомодационный спазм. Из-за постоянного зрительного напряжения нарушается работа мышцы, которая с помощью хрусталика фиксирует взгляд на объекте. Появляется еще не сама близорукость, но расстройства зрения, близкие по эффекту.

3.Мышечные и головные боли. Человек часто не может контролировать свою позу, и она бессознательно определяется тем, насколько он эмоционально напряжен. Поза сидящего за компьютером комфортна лишь тогда, года он комфортно ощущает себя во время работы. Нарастание эмоциональной напряженности тотчас же сказывается на позе. Прежде растет напряжение мышц спины и шеи и тонус мускулатуры лица. Все это повторяется так часто и подолгу, что фиксируется организмом и становится привычным. В итоге начинают болеть мышцы и голова.

Широкая русская душа на жестком ложе менеджмента

Жесткий менеджмент — четкость заданий, строгая регламентация времени и качества их исполнения, система взысканий, устранение личных эмоций из отношений в коллективе — возможно, эффективен для производства. Но назвать его соответствующим нашему менталитету вряд ли возможно. Мы любим видеть в руководителе человеческое начало и готовы за это прощать даже ошибки, "разносы" и просчеты в управлении. А если добавить сюда неизбежные в замкнутом мирке сплетни, обиды и интриги вкупе с поглощаемыми в астрономических количествах кофе и табаком, то станет понятно, почему невротические реакции, хроническое утомление и раздражительность стали визитной карточной нового российского среднего класса.

А выключила ли я утюг?

Этот и подобные беспокойные вопросы — симптом общего переутомления работников офисов. Человек устает — работоспособность снижается. Вскоре это начинает ощущает не только сам сотрудник, но его коллеги и, наконец, руководство. Разумеется, вы не думаете, что в этой ситуации шеф-отец родной предложит страдальцу лишний разок отправиться в отпуск?!

Добавляется следующий фактор стресса — страх потерять работу, а вместе с ней — и достигнутый уровень социального благополучия. Достаточно добавиться проблемам в семье и неизбежному в такой ситуации снижению сексуального влечения — и офисный синдром налицо. Головные боли и вегетативные нарушения — а к ним могут относиться и тошнота, и дискомфорт в области живота, и колебания артериального давления, и сердцебиения, головокружения, обмороки, и повышенная потливость и многое другое — формируют последнее звено порочного круга.

Изумрудный орешек для белки в колесе

Большинство из нас сегодня живет и работает по принципу "белки в колесе". Но ведь когда белка падает, колесо останавливается! И лежащая белка в условиях рынка никому не интересна. Она должна бежать. И если изменить экономические условия на рынке объективно для каждого человека невозможно, остается менять свое отношение к собственному существованию и собственному организму. То, что раньше считалось эгоизмом — трепетная забота о себе и своем здоровье, — сегодня становится необходимым условием выживания — и своего, и близких.

И дело — в основном за тем, чтобы обратить на проблему офисной "патологии" внимание, сделать информацию о ней доступной и тем самым способствовать оздоровлению наиболее дееспособной части нашего общества, то есть нашего будущего.