В скором времени треть Москвы может оказаться под водой

По утверждению специалистов, грунтовые воды в столице залегают высоко, что значительная часть территории города может подвергнуться подтоплению. Со дня на день в водную сеть Москвы, включающую порядка 80 рек и ручьев, хлынут вешние потоки. А так как зима выдалась многоснежной, можно предположить, что они будут особенно бурными. Сможет ли город пережить весеннее обновление природы без потрясений?

ИЗ ИСТОРИИ "МОКРОГО ДЕЛА"

Сейчас даже трудно себе представить, что полтора столетия назад русло главной столичной водной артерии — Москвы-реки в некоторых местах свободно переходили пешком. Чтобы сделать ее судоходной, в середине XIX века было решено построить несколько плотин. После сооружения первой же — в районе нынешнего центра города — характер реки изменился до неузнаваемости, и нередким явлением в столице стали наводнения. Да какие! В 1908 году поднявшаяся на 9 метров вода затопила Дорогомилово, Лужники и Замоскворечье — в общей сложности более полутора тысяч гектаров. Пострадало 2,5 тысячи домов. Не обошлось и без человеческих жертв. Подобным образом стихия разгулялась в 1926-м.

Конец потопам положило сооружение Москворецкой шлюзовой системы, которая фактически превратила столичную реку в каскад водохранилищ, где уровень воды постоянно регулируется. Позже Москву значительно осушили прокладка метро и строительство жилья, при которых глубокие котлованы перерезали водоносные жилы, а также бурное развитие промышленности, которая для своих нужд откачивала много воды. Когда масштабное строительство закончилось, а в 1990 годах в силу экономических причин замерла и промышленность, и уровень подземных вод начал подниматься. Сейчас он подобрался к подземным коммуникациям более 30 крупных предприятий — ЗИЛа, ТЭЦ-12, ТЭЦ-23, МНПЗ, Бескудниковской базы сжиженного газа...

ТОНЕМ ПОМАЛЕНЬКУ

По словам главного научного сотрудника Института физики Земли имени Гамбурцева профессора Андрея НИКОНОВА, за последние годы "в заасфальтированной Москве естественная циркуляция поверхностных и подземных вод настолько нарушена, а коллекторы находятся в таком состоянии (изношенность — 65 процентов), что почти 40 процентов городской территории теперь подвержено подтоплению. Во время летних ливней и весеннего паводка низменные районы могут стать водоемами".

И процесс этот пока остановить не удается. По данным Института экологии города, до 2011 года от подтопления пострадает 89 процентов территорий Восточного округа, более половины — Северо-Восточного, Юго-Восточного и Западного, более 40 процентов — Южного, Северного и Северо-Западного округов. А самая угрожающая ситуация складывается между Яузой и Ярославским шоссе, вдоль Щелковского, Дмитровского, Варшавского, шоссе Энтузиастов, в Мневниках, между Южным портом и Капотней. В Лефортове уже стали подтапливаться фундаменты госпиталя Бурденко и здания Академии бронетанковых войск. В зону риска попали жилые районы Ясенево, Теплый Стан и Чертаново.

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ

А что ждет москвичей со дня на день? С таким вопросом корреспондент "Труда" обратился к специалистам.

Председатель Комитета по экологической политике Мосгордумы Вера СТЕПАНЕНКО:

- За зиму в столице выпало порядка 35 миллионов кубометров снега. С 15 миллионами из них справились снегоплавильные пункты. Еще 6 миллионов было свезено на "сухие" снегосвалки. Все остальное — а это порядка 15 миллионов кубов — пока находится на обочинах. Такой объем должны будут принять ливневые стоки.

Тот снег, что еще продолжает оставаться в городе, — особенно опасен. Ведь в сугробах за зиму накапливается масса нефтепродуктов, тяжелых металлов, хлоридов и т. д. Люди должны это помнить и ни в коем случае не позволять детям играть в весенних ручьях.

Но раньше зимой на улицы города высыпали огромное количество песка. Вместе с талыми водами он попадал в водостоки и забивал их. Теперь используются новые реагенты, которые растворяются в воде. Значит, пропускная способность водостоков стала больше. Так что больших сложностей с паводком мы не ожидаем.

Руководитель одной из фирм, выполняющей городской заказ на прочистку водостоков, Александр АГРАНОВСКИЙ:

- Городские стоки действительно стали чище, но этого нельзя сказать о промышленных. Предприятия растворимые в воде реагенты не закупают — для них это слишком дорого. Они продолжают рассыпать песок. Вместе со всеми другими загрязнениями — отработанным маслом, пищевым жиром он образует на дне подземных коллекторов такой твердый ил, что мы его не можем размыть даже очень сильной струей воды. Приходится прибегать даже к дедовской лопате. Потом ил отсасываем насосами и вывозим на подмосковные полигоны. Там его обрабатываем специальными бактериями, которые "съедают" нефтепродукты, и получается песок, пригодный для строительства.

Но такая прочистка, к сожалению, ведется не везде. Да еще проблем добавляют замерзшие решетки сливных колодцев. Их не всегда легко отыскать подо льдом и снегом. А если и найдешь — нечем прочистить. Раньше их разогревали паром, но та техника устарела, вышла из строя, а новой пока нет.

Беда еще и в том, что при пиковых нагрузках сточные воды очищать не успевают. В результате в реки стекают все городские "прелести". И чем дружнее выдастся весна, тем их больше.

"Труд"