Женщины-каскадеры России

В свои 33 она выглядит лет на 20 — такая тоненькая, изящная. Мастер спорта по художественной гимнастике Варвара Никитина, одна из самых известных исполнительниц трюков, руководит женской студией каскадеров России — одной из победительниц первого международного фестиваля каскадеров кино.

На счету Варвары более 100 трюков. Это она дублировала артисток в фильмах "Зверобой", "Завещание Сталина", "Пистолет с глушителем", "Железный занавес", "Белое золото", "Марш Турецкого", "Львиная доля", "Москва. Центральный округ", "Полицейская академия" "Тайный знак"...

Как-то в одном из телевизионных ток-шоу Варвара Никитина спросила у чопорной ведущей: "Неужели вам никогда не хотелось рискнуть за рулем или на горных лыжах?" Услышав строгое "нет", она заключила: "Тогда, наверное, вы не очень счастливый человек!"

- А как же любимый вами Булгаков, который эталоном счастья для своих героев избрал покой? — спрашиваю у Варвары Никитиной.

- И в то же время Михаил Афанасьевич наделял их такими страстями, переживаниями, волнениями! Видимо, знал: жизнь пресна без сладко-горького привкуса риска. Мне не раз приходилось в этом убеждаться, когда исполняла трюки на праздниках "Булгакиады" в роли Маргариты. Я как-то прочитала, что на наше развитие влияют страх, воля и интерес. Окружи человека комфортом, лиши эмоций и он сойдет с ума от так называемого сенсорного голода.

- Видимо, чтобы избежать сенсорного голода, вы решили стать каскадером — автором и исполнителем трюков, которые иным коллегам-мужчинам неподвластны?

- После окончания Горного института получила диплом инженера-маркшейдера, но о романтике профессии пришлось забыть, поскольку руководители обратили внимание на мой каллиграфический почерк. Пришлось выводить чертежи, графики, схемы... И я затосковала. Однажды увидела объявление о приеме в школу каскадеров. Меня приняли, и два года я училась подводному плаванию, стрельбе из разных видов оружия, рукопашному бою, фехтованию, конным и автомобильным трюкам, высотной акробатике, дельтапланеризму — словом, всему "джентльменскому набору".

В первые же месяцы занятий меня приметил Андрей Ростоцкий. Он искал женщину-каскадера для выполнения трюков с погонями, драками, стрельбой в фильме "Зверобой". С тех пор я проработала в трюковом кино 14 лет, но работа с Андреем, светлая ему память, — самая незабываемая и любимая. Когда Ростоцкого не стало, я часто думала: ну что тянуло его в те роковые горы, что заставляло быть постоянно на грани? Психолог Марвин Зукерман считает, что есть категория людей... постоянно нуждающихся в подпитке организма опасностями. Жизнь в кайф, если стимулируешь выброс адреналина. Когда я смотрю, какие трюки выполняют каскадеры, убеждаюсь: это действительно так. Ну какой нормальный человек будет рисковать своей жизнью ради того, чтобы другой актер красовался в кадре и делал вид, что он такой крутой, смелый? И это притом, что каскадерам страх ведом. Если он совсем не боится, значит, не способен трезво оценить ситуацию. Это каскадер-однодневка, таких важно сразу разглядеть, отсеять, иначе могут пострадать другие: наша работа — командная.

- Я сейчас подсчитала, получилось, что вы начали исполнять трюки лет в 19?

- Да, но это слишком рано. Лучше всего приходить в каскадеры к 30 годам, когда человек состоялся как личность: ушли и юношеский максимализм, и бесшабашность.

- А предварительная спортивная подготовка нужна?

- Я сама профессиональная спортсменка, поэтому могу утверждать: лучшие каскадеры — это не спортсмены, поскольку их тренировали... делать все правильно. Если, предположим, делать кувырок-трюк как гимнаст, то можно и без зубов остаться. И таких примеров достаточно. Так что, проще учить трюкам с нуля. В этом плане одна из лучших моих учениц — Маша Киселева. Ее последняя работа — фильм "Львиная доля", где она дублировала Чулпан Хаматову.

- У вас есть любимые трюки?

- Есть нелюбимые — они связаны со стихией, с огнем и водой. Благополучный исход этих трюков не всегда зависит от меня. А вот прыжки — люблю, тем более что я... очень боюсь высоты. Недавно прошел сериал "Тайный знак", где я дублировала Алису Гребенщикову. Ее героиню по сценарию выбрасывает из окна маньяк, она летит, пробивая огромное стекло-витрину. Съемки выпали как раз на мой день рождения. Режиссер фильма Борис Дуров, он снимал "Пираты ХХ века", очень боялся за исход трюка. Дело в том, что я должна была выполнять его, как говорится, в натуральном виде: руки, лицо, ноги, тело — "защита минус". Когда он меня увидел, то схватился за сердце: "Эта девочка будет пробивать стекло?!" Пригнали бригаду "скорой помощи", которая тоже была на нервах. И тут ко мне, не выдержав напряжения, подходит врач и говорит: "Вы не подумайте дурного, но на всякий случай назовите свою группу крови". Я называю, он отходит несколько шагов, вновь возвращается и говорит: "Вы не беспокойтесь: у нас сегодня дежурит лучший пластический хирург". Подбодрила врача, но тут звонит муж Алексей Силкин — он тоже постановщик трюков — и говорит: "Я смотрю кассету с голливудскими каскадерами. Они выполняли такой же трюк, как и ты сейчас. Оба погибли". И называет мне ошибки, которые стоили им жизни, дабы я их не повторила.

- Представляю ваше состояние...

- Да состояние у меня как раз всегда перед трюками нормальное: помогают занятия йогой. Я научилась сосредотачиваться на ситуации. Но подобные трюки действительно сложны и опасны. Каскадер должен точно рассчитать траекторию полета, силу удара, умудриться не ранить себя, а еще — чтобы лицо не попало в кадр. Есть еще один неприятный момент: при исполнении подобных кадров ты, пока не отъехала камера, не должен подниматься. А ситуация может быть самая непредсказуемая: то ли дублер действительно лежит в ожидании команды "стоп, камера!", то ли ему необходима медицинская помощь.

После съемок я решила снять напряжение игрой в бильярд и, когда загоняла шар в лузу, наткнулась подбородком о кий. Ссадина была приличная. Вот такая ирония судьбы.

- Есть школы каскадеров, которые вам особенно нравятся?

- Первые трюки были сняты во Франции в начале 30-х годов прошлого века. Для меня самые лучшие каскадеры — французы. С упоением смотрю фильмы Люка Бессона.

- А можно повторить трюки, скажем, такие, как в той же ленте Бессона "Бездна"?

- Повторить можно любой трюк: вопрос — в техническом оснащении. От трюков в "Матрице" все без ума, а там все они сделаны при помощи тросов.

Мы сейчас закупили такие страховки, изготовили системы. Трюк "летающая девушка" в рекламе шоколада "Пикник", где я снималась, был сделан как раз при помощи подобных тросов — эффект получился захватывающий. То же спецоснащение использовалось, когда мы с Настей Ивановой дублировали группу "Тату" в клипе "Нас не догонят". Мы угоняли бензовоз, мчались по дороге, сбивали дорожного рабочего, которого опять-таки дублировала я. Расчет тут нужен точнейший, чтобы я могла вовремя увернуться от этого 20-тонного бензовоза.

- Надеюсь, вы застраховали свою жизнь?

- 90 процентов каскадеров не страхуется. Есть среди нас поверье: если застраховался, то страховку получишь.

- Давайте о веселом. Насколько мне известно, вы участвуете в так называемых "неординарных праздниках и развлечениях". Звучит достаточно интригующе.

- Никакой, а точнее — почти никакой интриги. А, в общем, "виноват" тот же сенсорный голод. Есть заказы на проведение корпоративных праздников, что, кстати, очень модно на Западе. Основное требование — создать экстремальную обстановку, когда коллектив оказывается в необычной, чрезвычайной ситуации.

- Неужели не хватает всего этого в обыденной жизни?

- Я тоже так думала, пока не поняла, что это своего рода прививка от настоящих драм жизни. Людям нужна дополнительная стрессовая ситуация, из которой они непременно выйдут победителями, переборов свой страх.

Беседу вела Мамедова Майя. "Труд"

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить