Турнир поэтов "Пушкин в Британии": лицом к России!

Чертог сиял. Гремели хором Певцы при звуке флейт и лир. Царица голосом и взором Свой пышный осеняла пир.

Сердца неслись к ее престолу... А.С. Пушкин, "Египетские ночи".

Чертог, действительно, сиял. Певцы гремели то хором, то по отдельности, и было певцов ровно тринадцать. Царица осеняла пир и голосом, и взором, и даже жестом. Сердца певцов неслись к престолу, как и сердца гостей. Пир, однако, происходил не в Египте, а на берегах Темзы. Не до нашей эры, а в расцвете нашей. И на пиру — яблоку негде было упасть. 7 июня состоялся финал ежегодного Турнира Поэтов русского Зарубежья "Пушкин в Британии"-2004.

Чертог: Центр искусств "Menier", Лондон. Публика стоит в проходах, в дверях и заглядывает в окна. Впервые в истории русской поэзии разыгрывается золотая корона для певца-победителя! Певцы: из 8-ми стран, взволнованы, полны надежд и стараются не смотреть в сторону царицы. Царица: Римма Казакова, патриарх московской поэзии, первый секретарь Союза Писателей Москвы. Нежно смотрит на певцов, затаив дыхание в центре престола. Престол: главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков; секретарь Союза Писателей России Михаил Попов; Сева Новгородцев — город Лондон, Би-Би-Си; королева Турнира 2003 года Мария Гордон, Нью-Йорк; поэт Влад Пархоменко, Лондон и председатель жюри, автор проекта, поэт Олег Борушко — Лондон. Жюри волнуется не меньше певцов: золотая корона поэту вручается не каждый день, не каждый год и даже не каждое столетие.

Два года назад староста лондонского литобъединения "Мастер-Класс" Алекс Оборин позвонил руководителю (Олегу Борушко — Ред.) — и предложил провести между своими конкурс на лучшее стихотворение. Руководитель задумался. "Турнир! — сказал он. — И не в "Мастер-классе", а в Европе! В день рождения Пушкина!" Так родился международный Турнир Поэтов "Пушкин в Британии" - самое масштабное событие в литературной жизни русского Зарубежья. Памятуя, что классик никогда не бывал за границей, придумали ироническую формулу: на конкурс выносится строка Пушкина, связанная с зарубежной географической точкой.

Для первого Турнира выбрали строку "Скучая, может быть, над Темзою скупой..." из стихотворения "К вельможе". Авторам, проживающим за пределами родины, предложили продолжить пушкинскую мысль. Затем добавить к полученному результату девять опусов совсем собственного сочинения — и прислать на конкурс. Лучшие работы отбираются для Большого Открытого Финала. Победители должны приехать в Лондон ко дню рождения великого поэта. В Лондоне жюри и публика, заполнив бюллетени, закрытым голосованием выбирают Короля Поэтов, Вице-короля и Герольда. Голоса публики и жюри делятся 5050. Победители получают крупные денежные призы. Таков формат.

Деньги на первый Турнир решено было выложить из собственных карманов, чтобы не ходить за подачками. К инициаторам присоединился английский журналист Пол Колстон. Успех первого Турнира ошеломил самих организаторов. Никто не мог предположить, что поэтический турнир в Лондоне соберет столько публики! Что на Турнир и в самом деле приедут поэты из разных стран! Что в эмиграции — столько талантов, никому доселе неизвестных! И что первый приз первого Турнира упорхнет из Лондона в Нью-Йорк! Королевой Турнира 2003 года стала Мария Гордон, США.

Следующий Турнир — 2004 года — решили провести уже сразу с мировым размахом. На Турнир вынесли строку Пушкина "Что нужно Лондону, то рано для Москвы" из стихотворения "Послание к цензору". Круг претендентов, однако, по-прежнему ограничили: только поэты, проживающие за пределами родной языковой среды. Оргкомитет пригласил к участию в Турнире крупнейшие русскоязычные газеты Зарубежья. Горячее всех откликнулись: "Новое Русское Слово" - США, "МК-Испания", "Афины-Инфо", "Париж-Инфо" и "Русская Мысль" - Франция, "Русская Германия", "Маяк" - Португалия, "Вестник Кипра" и "Вести" - Израиль. Пригласили телевидение из Москвы, прессу, почетных гостей. Пригласили в жюри знаменитостей из России. Победителям решили вручить не только денежные премии, но и короны из бронзы, серебра и золота!

Мировому размаху требовались мировые идеи и опытные партнеры. Автор проекта Олег Борушко предложил европейскому журналу на русском языке "Леди-Инфо" стать соучредителем Турнира. Главный редактор Елена Рагожина подумала, потом еще раз подумала и неожиданно для себя согласилась.

Известный лондонский ювелир Саша Ратиу разработала дизайн и произвела на свет короны из драгоценных металлов. Короны решены как тяжелые пресс-папье: рукописи отныне не только не горят, но и не сдуваются ветром. Золотая корона логично стала символом Турнира "Пушкин в Британии" и отныне будет вручатся ежегодно. На Турнир 2004 года поступило около 300 рукописей из 20 стран, включая Канаду, Финляндию, Бельгию и даже Палестину! В жестоком бою 13 лучших — самых ярких и бескомпромиссных — прорвались в лондонский Большой Открытый Финал. Оргкомитет выпустил к финалу книжку со стихами всех финалистов. Победители прибыли в Лондон...

Такого количества взволнованных зрительских лиц русский Лондон давно не видел. Страсти кипели нешуточные. Публика устраивала овации, свистела, топала, болела за своих — из Англии, за чужих — из Америки, Израиля, Франции, Германии, Литвы. И доказала, что чужих — в русской поэзии не бывает. Зал стонал от строк Михаила Сипера, номенклатурного поэта из киббуца Кфар Масарик, Израиль: В разгаре жизненных коллизий, Ругаем будучи женой, Я предложил соседке Лизе Предаться радостям со мной...

Режиссеры съемочной группы канала ТВ Центр — Вера и Роза — подбадривали атмосферу командами с места: "Сипер, вас не слышно! Как звали соседку? Борушко, отойдите в сторону, вы загораживаете нам Турнир!".

Русскоговорящую Испанию представляля Светлана Дион. Привыкшая к воздушности классического балета, она не смогла противостоять напору поэтического войска из Германии. Войско включало потомков цыган, конокрадов и танкистов под неусыпном оком служительницы Фемиды Карины Бахмутской. Неудивительно, что команда Германии увезла домой два приза. Один из них — "За поэтическую дерзость" - достался Виктории Барковой из Берлина вместе с ужином в эксклюзивном лондонском ресторане "Сумосан":

Как мудро нюхает задок Кобель у суки! Когда же лаять я пойду От вечной муки?

"Ну и зрители! — говорит Виктория. — В Германии поэзию слушают. В Лондоне поэзию слышат. Даже такую хулиганскую, как моя — любят, холют и лелеют. Спасибо, "Пушкин в Британии!" Конкуренцию Барковой по дерзости и напору составил поэт из Америки Гвинн: Мой сербский волк, мой Духа лев, Мы — верные друзья! Мы пьём слезу Небесных дев Из Косова Ручья...

Псевдоним автора стал его вторым лицом, оставив первое под покровом тайны. "А зачем вам мое имя? Достаточно текстов и меня живого в Лондоне. Дело не в имени. А в том, что никто никогда, во всю мою жизнь, не хотел вникать в мои стихи. А тем более публиковать прямого наследника "дадаизма". "Пушкин" сделал и то и другое. Бывает же!" Имя Михаила Брифа из США запомнилось уже после первого прочтения его стихов на вебсайте турнира http://www.pushkininbritain.com/:

Душе моей все чаще Грозит душевный срыв: Не англоговорящ я, А англомолчалив...

Публика оценила англомолчаливость Брифа, однако, наградила за русскоговорливость. Хохломской кубок "Зрительских симпатий" размером с самого автора — от газеты "Труд" - вручил секретарь Союза Писателей России Михаил Попов.

Зрители загрустили, когда Татьяна Юфит из Лондона заявила:

Что нужно Лондону, то рано для Москвы — К примеру, альпинист на Спасской башне. Для Англии и это — день вчерашний...

Некоторые дамы смахнули украдкой патриотическую слезу. "Девушки, плачем еще раз, оператор не успевает!" - командовала Роза.

"Что нужно Лондону, то рано для Москвы: Туманный Альбион, обитель бедных бриттов, А не Первопрестольная, увы! — Проводит состязание пиитов... — читал Исаак Кроза из США. Его зрелый, живописный стих контрастировал с невесомостью Ксении Крапивиной из Литвы: Господи Боже, какие у нас тонкие души. И мы по-всякому, лишь бы душой не наружу... И вода любила твое сильное тело, как женщина. Вода манила, вода хотела, как женщина. И воду пугали лишь берега, но ты покидал их, как женщин. И вода берегла тебя, берегла Для женщины...

Ксения получила приз "Надежда турнира". Антикварный подсвечник по традиции вручается учредителями, что Елена Рагожина и Олег Борушко с нескрываемым удовольствием и проделали. По традиции — "Надежда Турнира" выходит в финал следующего года без конкурса и становится ведущей следующего Турнира. На нынешнем финале — эта роль досталась Гарри Восканяну из Лондона: Мы не растворимся в дымке предрассветной! Для влюбленных без разницы — Что там нужно Лондону, что здесь рано для Москвы". Алексей Иванов из Ирландии сразил народ следующей стихотворной леммой: Знаю точно теперь, кем мне быть, (я ученый пока еще ветренный) — Биссектрисой! Чтоб ровно делить Треугольник ее равнобедренный.

Алексей увез домой бронзовую корону турнира, врученную Севой Новгородцевым, денежный приз от газеты "МК-Испания" и титул Герольда. Члены жюри на прощание посоветовали поэту издать книгу. А что остается, когда фамилия у тебя по материнской линии — Пушкин?

Опытный поэт из Парижа Ю. Юрченко вдохновил публику одеждой (фрак "от кутюр" и штаны от спецназа), артикулированной актерской подачей и четверостишиями. "Поэт и в семьдесят — мужчина хоть куда", — заявил Юрченко, и Юрий Поляков наградил мужчину серебряной короной и денежным призом от издательства "Вагриус".

Настает очередь золотой короны... Все замерло в ожидании... Мелькнуло слово "Королева". Народ лихорадочно перебирает варианты. На сцену подымается Римма Казакова. И произносит вердикт жюри: Королевой Поэтов турнира "Пушкин в Британии"-2004 объявляется Марина Гершенович, Германия! "Что нужно Лондону, то рано для Москвы..." Кто жил с умом, прибился к зарубежью. А кто с талантом, тот — по бездорожью... Нет этих слов у Пушкина, увы.................. Но лучше быть, по чести говоря, британским москвичом, чем эмигрантом. И угораздило ж меня с моим талантом... И не дал Бог ума. А зря, а зря!" Бог, может быть, и зря не дал Марине ума, но не зря наградил талантом. Талант принес Марине, кроме короны и титула, денежный приз, учрежденный Владом Пархоменко, лидером лондонской группы "Абрау-Дюрсо", а также право на участие в турнире -2005 в качестве члена жюри!

Детский турнир во втором отделении со строкой "Я помню чудное мгновение" - стал жемчужиной Финала. Такой же яркой, радостной и непосредственной, как само детство. Пятеро лучших юных поэтов из Британии, после конкурсного отбора, вышли на сцену. Вопреки невероятным стараниям мам, дети очаровали зрителей не столько сногсшибательными бальными туалетами, сколько стихами — нежными, наивными, искренними.

"Чудными мгновениями" в жизни юных поэтов оказались: котенок в подарок — у Даниэлы Кузнецовой, братик в подарок — у Дианы Зверюк, много варенья — у Аннели Давыдовой, лучсолнца — у Саши Баженовой, и... любовь Матвея Солдатова: Я помню чудное мгновенье: Только были ты и я. Смотрел я на тебя, Как солнце на весну, Как осень на листву.

Только были ты и я... Вы бы видели эти взгляды! Вы бы видели эти платья и костюмы! Публика неистовствовала! Принцем Турнира — шестью голосами против одного — жюри признало Матвея Солдатова из Лондона. Любовь победила! Матвей был увенчан лавровым венком из рук Юрия Полякова. "Сей венок — метафора и поэтическая эстафета одновременно, — сказал Юрий Поляков. — В 90-е годы он вручался победителю взрослого поэтического турнира "Стихоборье", который я вел на телевидении. Грустно, что венок уехал из России. Данный факт, тем не менее, точно отражает современную литературную ситуацию. Что ж, от взрослых российских поэтов венок переходит сегодня к двенадцатилетнему Матвею Солдатову, пишущему в Лондоне стихи о любви на русском языке!

Мы спросили автора проекта — чем он сам объясняет столь стремительный взлет и исключительный успех лондонского Турнира.

- В лондонский финал выходят поэты, выдающиеся из общей массы — своеобычностью, яркостью, сумасшествием, динамикой, особенным голосом, — говорит Олег Борушко. — Мастеровито плести гладкую, и даже крепкую словесную вязь — для выхода в финал недостаточно. Скорее проходит тот, кто бросает пушкинской строке вызов. Кто не старается подстроиться под предполагаемое клише отбора.

Действительно, на лондонском финале не встретишь стихов, по прочтении которых приходит мысль: "Так-так. Ну и что?" Каждый следующий поэт на сцене — оригинал, действо завораживает. Отсюда — и неослабевающий интерес публики. Зритель, к тому же, принимает непосредственное участие в действе — голосует, выбирает любимцев, влияет на судьбу авторов и, таким образом, косвенно — на судьбу российской словесности.

- Нужно понимать, что все лондонские финалисты — уже победители, — продолжает Олег Борушко. — При этом, если на публику еще можно произвести впечатление костюмированным артистизмом, то на жюри — разве что обратное. Голоса уровновешиваются.

Высокий уровень поэзии, яркие личности плюс экстравагантность — фирменный стиль лондонского турнира. Плюс, со всей очевидностью: организаторы любят поэзию и любят поэтов. Все вместе — рецепт успеха или, если хотите, успех рецепта.

Что ж, из самого значительного события зарубежного русского литературного календаря — Турнир Поэтов "Пушкин в Британии" стремительно превращается в крупнейший международный форум российской поэзии без зарубежной приставки. Учредители Турнира — Олег Борушко и Елена Рагожина (журнал "Леди-Инфо") — обсуждают вопрос о снятии ограничений по месту проживания конкурсантов. "Лицом к России в полный рост!" - скорее всего, станет лозунгом Турнира-2005! Удачи тебе, "Пушкин в Британии"!

Pravda.Ru

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить