Чечетка для Фиделя: русский частушечник -- кубинскому вождю

Эта случайная встреча состоялась как перед 50-летием штурма казарм Монкада, но не на солнечной Кубе, а на Русском Севере. Какое отношение имеет русский фольклорист, гармонист, частушечник, балагур и прочая-прочая к кубинской революции? Оказывается, самое прямое. Известный северодвинский гармонист Вячеслав Никитин, разговорившись в поморском корпункте "ПРАВДЫ.Ру", передал нам также эксклюзивные снимки: он рядом с Фиделем и Раулем Кастро! В дни Карибского кризиса Вячеслав Никитин служил на Кубе и был весьма близок к вождям. Не только песнями своими и частушками примечателен известный на Севере "фольклорист". Судьба его — настоящий учебник новейшей истории.

"Сиверко" для Хрущева
-- Родился я в деревне Григорьево Шильдского сельсовета Каргопольского района, — рассказывает Вячеслав Никитин. — Правда, в два года с родителями в Северодвинск переехал. В 8-й школе учился, потом ПТУ-2 закончил. Во время учебы танцевал в ансамбле "Сиверко", он тогда штатным коллективом профтехобразования считался. Участвовал тогда наш "Сиверко" в самом первом всероссийском смотре-конкурсе самодеятельности профтехобразования, мы с программой "Северное сияние" выступали. Между прочим, вместе с нами выступал известный "тундровик" Кола Бельды. Помните — "А олени лучше?". В большом театре мы тогда пели, аккурат перед пленумом ЦК КПСС. Одна наша девушка цветы самому Хрущеву вручала...

Чечетка для Фиделя
-- Призвали меня в армию, служил в Исакогорке, в танковой части на Лесной речке. Был заряжающим. Полгода прослужил — а тут Карибский кризис. Начали у нас в полку формировать сводную группу для отправки на Кубу. Попал туда и я. Не как артист, а как заряжающий. А уже на пароходе "Хабаровск" капитан предлагал меня к себе в команду взять, даже с военным начальством вопрос обещал уладить. Понравились, видно, мои танцы напалубе. Я ведь в "Сиверко" не столько пел, сколько танцевал. А на Кубе сразу же забрали меня из танковых заряжающих в спецподразделение — "Ансамбль советских специалистов на Кубе"! Так наша часть официально и называлась, помнится. Даже форма специальная была. Ровно два года там провел. Где только мы не выступали... Фидель Кастро как-то "зажегся" от моей чечетки, сам приплясывать начал. Он меня, считай, на голову выше, я думал — неповоролив. Ан нет, танцевал здорово. Познакомились на "танцевальной" почве и с его братом, Раулем Кастро. Тот, правда, к танцам все больше свою дочь приспосабливал. На одном из моих "альбомных" снимков мы с Раулем — и с его дочкой. Меня там по маленькому росту узнать можно. Но, как говориться, мал золотник... Служил я в ансамбле на Кубе ровно два года. Уехал как раз в национальный праздник кубинцев, 26 июля. Это день штурма казарм Мон-Када... Уже в конце 80-х пришла мне через военкомат грамота за кубинские "подвиги". Смех один: "Президиум Верховного Совета СССР награждает... Вячеслав Никитин". То есть, выходит, я этот самый президиум и награждаю. Падеж в Кремле перепутали! Сходил в военкомат, там буковку "а" к имени и фамилии дописали. Но все равно домашние до сих пор шутят: во как, ты у нас даже Кремль награждать полномочен, как президент!

Колдовство от Заволокина
-- Вернулся я после кубинской "срочной" в Северодвинск, пригласили в Северный народный хор. Да зарплата там была маленькая — всего-то 50 рублей обещали. Друг мне тогда сказал — пошли на Севмашпредприятие, в 50-й цех. На сварщика выучишься, будешь подводные лодки строить. Выучился. И строил — через мои руки прошли корпуса первых четырех атомных подлодок проекта 667А. Но не только под электроды и газовые горелки руки были "заточены" - самодеятельность не бросал! Выступал в известном ансамбле "Беломорье", в основном, конечно, как танцор. А вот после знакомства с Геннадием Заволокиным судьба меня и с гармонью свела. Навсегда. Тогда в Северодвинске, на Яграх, очередной выпуск "Играй, гармонь" снимали. Суперпопулярная передача была, да и сейчас остается! После боевиков американских да лабуды всякой душой отдыхаешь... Очарован я был игрой братьев Заволокиных, Александра и Геннадия. Хотя хороших гармонистов немало приходилось слышать — чего стоят, например, наши, северодвинские, Валерий Охапкин, Валентин Кретов. Но тут - что-то другое. Какое-то неземное. У Геннадия Заволокина словно душа говорила через меха баяна и гармони. Как нажмет кнопку, так словно потаенное слово скажет, как растянет меха — так словно заколдует. Начал я по-настоящему гармонь осваивать. Не классическую, не баян, не аккордеон, а обычную двух- и трехрядку. "Народную", так сказать. И вот — освоил! Сейчас у меня около полусотни частушек по стране разошлось, и про Кубу, и про... Про жизнь, в общем. Иногда телевизор смотришь, ту же передачу "Играй, гармонь" - и свои частушки порой слышишь. Значит, признал их народ. 10 песен у меня написано. Скоро, на 65-летие Северодвинска, буду исполнять свою песню "Славься, Россия" -- впервые я ее 12 июня спел, в День независимости.
В общем, после знакомства с Геннадием Заволокиным мы с гармошкой вместе по жизни идем. Меха растянешь — она как будто улыбается! И знаешь, что я всем людям бы посоветовал? Коль по дороге жизненной шагаете — то уж идите с улыбкой, тогда не заблудитесь. А уж какую по жизни "путеводную" улыбку выберете — тут уж выбор за вами. Меня вот "гармошечная" улыбка по жизни ведет...

На снимках: Вячеслав Никитин со своим "путеводителем".

 

Фото и фоторепродукции Бориса Сердюка, ИА "НОМКА"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру