Крупным планом: «У меня идеи созревают, как бананы в тропиках»

Агата Кристи отмечала, что идеи детективных романов обычно зарождались во время "отдыха по хозяйству". "Когда моешь посуду, очень хочется кого-нибудь убить", — утверждала королева детектива. Галина Куликова, автор восемнадцати изданных детективных романов, трех готовящихся к печати, нескольких десятков недописанных и находящихся "в процессе", последние годы, оставив профессию журналиста, также занимается по большей части домашним хозяйством, обихаживая мужа, сына, а также двух четвероногих: кошку-мать и кошку-дочь.
Казалось бы, после пробежки по магазинам, стирки-готовки-уборки, героических усилий по обустройству новой квартиры (в отличие от леди Агаты, у Галины нет помощницы по хозяйству) из-под пера должны выходить мрачные триллеры, один кровавее другого. Однако, читая детективы Куликовой, буквально заходишься от смеха, невзирая на изрядное количество трупов, живописно расположенных в разных частях романа...

- Галина, согласитесь, журналист меняет профессию в редких случаях. Вы оставили работу специально для того, чтобы уйти в большую литературу?

- Вовсе нет. Первый роман я написала в 2000, а до этого лет восемь была просто "домашней мамой".

- Семейные обстоятельства?

- Можно и так сказать. Ребенок был еще маленький, но, наверное, это не главное. Просто я в один прекрасный момент, после шести лет работы, поняла, что журналистика — это, наверное, не мое.

- Для этого понадобилось промучаться так долго?

- Что вы, это были прекрасные годы. Я работала в весьма специфической еженедельной газете, в каждом номере которой публиковался детективный рассказ. Одной из моих обязанностей было найти этот рассказ, учитывая, что он должен поместиться на одной полосе. Таких коротких в принципе очень немного, так что мне приходилось сильно сокращать и редактировать тексты, а вскоре я поняла, что проще написать самой, скрывшись за псевдонимом. Я отчаянно развлекалась. Это было так здорово — своего рода игра, которая стала моей маленькой тайной. Даже наш главный ничего не подозревал.

- Что же положило конец счастливой жизни?

- Издание закрылось, других подобных на горизонте не просматривалось, а к тому времени я уже вполне отдавала себе отчет, что могу писать только руководствуясь собственной фантазией. Бегать по городу в поисках новостей, которые меня мало волнуют, посещать тусовки, чтобы написать репортаж, совершенно не хотелось. Я по натуре домосед, "кабинетный" сочинитель.

- И, засев дома, вы принялись за крупную прозу? За детективные романы?

- Это было позже. А поначалу я писала сказки, фантастику, и сама их иллюстрировала. Кроме того, я работала на "субподряде" у собственного мужа.

- А кто у нас муж? Волшебник?

- Почти. После окончания журфака, где мы, кстати, и познакомились, он подался в пиарщики и стал очень успешным специалистом в этой области. Я ему помогала, чем могла — писала какие-то тексты, расшифровывала записи, участвовала в "мозговых штурмах".

- Что же положило конец семейному подряду?

- О, это, наверное, перст судьбы. Мне по ошибке пришло чужое письмо из далекой Америки -на электронный адрес — и этот, казалось бы, малозначительный факт "разбудил спящую собаку". Я написала свой первый детективный роман, основанный на ошибке почтальона.

- И?

- Родные и близкие пинками погнали в издательство. Хватит писать в стол, сказали. И я, как послушная девочка, понесла рукопись в "ЭКСМО".

- Реакция?

- Роман хороший, сказал редактор. Только переделать надо практически от начала до конца. Для начала перенести действие из Америки в Россию, ну и еще ряд пожеланий. За две недели роман был готов — правда от первоначального замысла практически ничего не осталось, — и в середине 2000 года его издали.

- Как восприняли ваш успех родные и близкие?

- Снисходительно: "Чем бы дитя ни тешилось". А меня просто распирало от гордости.

- Сегодня на вашем счету уже около двадцати изданных книг. Получается 6-7 в год. Курьерская скорость.

- Еще вдвое больше романов замерли на разной стадии.

- За что вы их бросили?

- Кураж пропал. Если роман вдруг угасает, "скрючивается", становится мне
неинтересен, я его не вымучиваю, оставляю и, как правило, не возвращаюсь.

- Будете так разбрасываться, сюжеты кончатся.

- Это вряд ли. У меня они созревают постоянно, как бананы в тропиках. Делаю что-нибудь по дому- руки заняты, голова свободна — сочиняй-не хочу.

- А домашние не разгрузили вас по хозяйственной части?

- Увы. Так что "землю попашешь — попишешь стихи"...

- А может, бог с ним, с хозяйством?

- Нет, не могу. Я девушка сознательная. С утра все сделаю, куплю, приготовлю,
потом — за компьютер, и уж тогда будьте любезны, не отвлекайте.

- Неужели ничем не пришлось пожертвовать?

- Стараюсь не жертвовать ничем, но вот сын уже начал шкворчать, что меню не столь разнообразно, как прежде.

- А собственный отдых, развлечения?

- Я пока не чувствую усталости. Обнаружила на днях, что уже больше трех лет не ездила отдыхать. Вроде и надо бы, все ездят — а мне не хочется. И вообще развлекаться я не большой любитель. Выезды на природу — не для меня. Час-полтора часа прогулки по лесу или шашлыков на пленэре — и я уже жду-не дождусь, когда окажусь в городе. Своей дачи нет за ненадобностью, родительскую иногда навещаю — но отец с матерью, зная мои склонности, и не настаивают, чтобы я сажала там укроп. Рестораны не люблю. Одно время я в лечебных целях перешла на диетическое питание, и так привыкла, что для меня гречневая каша или, например, обыкновенная вареная курица являются лакомством. Спортом не занимаюсь. Большие скопления людей переношу плохо — так что всякие "мероприятия" меня не привлекают. Пожалуй, единственное, что пострадало — это моя киномания. Родные называют меня "профессиональным зрителем" - и это, наверное, близко к истине. Я хорошо знаю и люблю "важнейшее из всех искусств" и, конечно, немного жаль, что смотреть удается меньше. Хотя, думаю, важнейшие кинособытия отслеживаю.

- Вас послушать — вы все делаете исключительно ради удовольствия. Неужели гонорары на ваши немалые тиражи ничего для вас не значат?

- Значат — и очень много. Раньше у меня практически не было своих денег, сегодня я стала экономически независимой и могу квалифицированно заявить, что это очень украшает жизнь, улучшает психологический климат в семье и серьезно повышает самооценку. А когда прилично зарабатываешь, получая деньги за любимое дело, это просто кайф!

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить