Договорная война

Вот уже скоро неделю продолжается эта странная война. Сообщения об упорных сражениях, о невиданных бомбежках перемежаются информацией о сорока с небольшим погибших англичанах и американцах и иллюстрируются кадрами ночного Багдада с включенной иллюминацией. Что бы сказал Станиславский?
Саддам Хусейн — давний поклонник Сталина периода Великой Отечественной войны. Однако сегодняшний театр военных действий в Ираке если и напоминает 1941-й год, то лишь как пародия. Сравнивать же Буша-младшего с Гитлером вообще смешно. Да и у Саддама со Сталиным общего — только усы.
Нас позвали поплакать в этот театр, а нам уже откровенно скучно...
В начале операции всех изумили инструкции о бережном обращении с иракскими пленными, которые получили американские солдаты. Но пленных нет. То есть, почти нет. Видимо, иракская армия стоит насмерть и не сдает ни пяди родной земли коварному врагу.
Но враг уже в 110 километрах от Багдада. Темп, невиданный для вермахта первых дней войны. При этом — ни одного взятого штурмом населенного пункта. Складывается впечатление, что армия союзников уклоняется от любого боестолкновения. Но результаты "боев" показывают, что столь же настойчиво прямых атак избегает и армия Ирака. Все в точности, как при входе российских войск в равнинную Чечню — почти без выстрелов, и при этом приказ не входить в кишлаки. С той разницей, что равнинная часть Ирака в сто раз больше по площади.
Как-то нехорошо вспоминается выражение "договорная война". Ведь с точки зрения экономической, США уже одержали первую победу — индексы растут, нефть дешевеет. Да и кто бы сомневался, что США и Великобритания в военном отношении сильней Ирака?
Судя по всему, процесс торга идет, не прекращаясь, всю эту неделю. Непопулярность войны на Западе — тоже аргумент в торге. Упреки в адрес России о поставках военной техники Ираку — еще одна гирька на весы. У нас гирек значительно меньше. Но и ставка наша — всего 8 миллиардов иракского государственного долга.
Показателен прецедент штурма Умм-Касра, городка всего в 700 метрах от границы с Кувейтом. Ну не могут взять, и все тут. Совсем как Брест в 1941-м. Малоизвестный факт — в Бресте небольшое подразделение НКВД в течение двух недель удерживало железнодорожный вокзал. Не крепость, о которой все знают, а вокзал. Потому что Брест — узловая станция, ворота на Восток. И брестское подполье тоже концентрировалось всю войну в железнодорожных мастерских.
Умм-Каср — порт. Как и брестский вокзал, его нельзя снести до основания тяжелой артиллерией, потому что тогда какой в нем смысл?
Вот только напряженность боев совсем не похожа на ту войну. Вспомним, как обороняли порты солдаты Сталина — Одессу, Севастополь, Новороссийск, Лиепаю, Мурманск, Ленинград. Какие шли бои за узловые железнодорожные станции — Брест, Минск, Киев , Харьков, Смоленск, Ростов, Сталинград.
Конечно, можно предположить, что армия Саддама Хусейна нарочно позволяет союзникам растянуть коммуникации, чтобы потом вести диверсионную и партизанскую войну. Но коммуникации уже предельно растянуты. А потери боевой техники союзников идут на единицы, хотя, казалось бы, БМП "Брэдли" с вертикальными броневыми стенками просто идеально создана для ручного гранатомета. Да и тихоходные, устаревшие "Челленджеры", и "Абрамсы", слегка модернизированные для условий современной войны, не обладают неуязвимостью авианосца. Но и эти уродцы спокойно пылят по пустыне, полностью игнорируемые иракскими коммандос. Нет никаких следов минирования, даже на танкоопасных направлениях. Куда-то исчезли недавно активно рекламированные шахиды. Почему-то не взорваны мосты через Евфрат. Скважины на острове Фао отчего-то никто не поджигал. Складывается впечатление, что Хусейн тоже не заинтересован в ущербе живой силе противника. Хотя, казалось бы, демонстративно переведя свои активы в евро, вполне мог бы и сыграть на понижение доллара.
То есть, война идет. Два сбитых ударных вертолета "Апач", причем строго по рецептам Второй мировой, ураганным огнем из всех видов стрелкового оружия, включая двуствольное — это удача. И как запретишь войскам стрелять по штурмовым вертолетам? А вот всего три упавших самолета, причем один подбитый собственной ракетой — это весьма скудно для ПВО страны. Очень похоже на Югославию. Только не эпохи Тито, а времен Милошевича. И уж точно, никакого Николая Гастелло, никакого Виктора Талалихина в арабском исполнении мы не увидим. Не те ставки.
Война идет, и для тех, кто воюет, она — самая настоящая. Кровь, смерть, трупы с кишками наружу. Появляющиеся в Интернете "утечки" из российской службы радиоразведки говорят о степени накала боев: "После вчерашней танковой контратаки иракцев под Эс-Насирией американское командование было вынуждено приостановить наступление на Эн-Наджаф и перебросить часть танковых сил на помощь атакованным флангам 3-й МПД. К вечеру под давлением постоянных ударов с воздуха и усиливающихся по мощи танковых атак иракцы отвели войска на восточную часть Эс-Насирии за реку Евфрат и заняли позиции на ее берегах. За день боев в этом районе иракцы потеряли до 20 танков, до двух батарей артиллерии и около 100 солдат. Потери американцев оцениваются в 10 подбитых и уничтоженных танков, несколько БМП, БТР и до 15 человек убитыми. К 7 утра бои здесь затихли. Противники выдохлись".
Что это война — несомненно. Но как-то не похоже ни на Прохоровку, ни на переправу через Днепр, ни даже на войну в Корее. Масштаб чеченской войны. И уж никак не третья мировая.

Анатолий Баранов.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/news/russia/47667-n/

Автор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *
Обсудить