Концерн «Силовые машины»: Наш путь – всеобщая модернизация. В том числе и мощностей РАО «ЕЭС России»

В течение всей полемики вокруг реформы энергетики сторонники скорейшего проведения реформ особенно напирали на то, что генерирующие мощности сильно изношены, что заменять их следовало еще в начале девяностых годов прошлого века. Что, если реформа не будет проведена в ближайшее же время, то энергетику (и, соответственно, и всю страну) постигнет нечто похлеще, чем несколько десятков тысяч замерзающих граждан в разгар свирепых морозов. В этих утверждениях почти все — правда. Но с некоторыми исключениями.

Что предлагают разработчики концепции "реформы по Чубайсу", и с чем, соответственно, как бы молчаливо соглашается правительство? Анатолий Борисович Чубайс явно против того, чтобы возглавляемую им отрасль по-тихому скупили отечественные сырьевые олигархи, крайне заинтересованные в том, чтобы для их предприятий тарифы на электроэнергию оставались ну очень льготными на веки вечные. Опасение оправданное, но у доморощенных российских олигархов явно не хватает денег, чтобы купить всю энергетику. Это — факт. Отец энергореформы жаждет, чтобы в российскую энергетику пришел иностранный капитал и принес с собой многомиллиардные инвестиции. Мол, тогда за нашу энергетику можно не беспокоится. Похоже на правду. Но не правда.

Спору нет, что приток инвестиций поможет решить несколько крайне болезненных проблем. Но вот каким путем? На что будет заменяться выработавшее свой ресурс и устаревшее морально оборудование российских ТЭЦ, АЭС, ГЭС? Какое оборудование потребуют установить на российские генерирующие мощности новые иностранные хозяева? General Electric, Siemens, Mitsubishi или Alstom? В том, что это будет именно так, сомневаться не приходится. В России уже не раз этот урок проходили. Крупный капитал дает деньги только для того, чтобы на них по бешеным ценам купили в его стране, на его заводах якобы самое передовое оборудование. Вопрос о том, что в мире существуют не столь дорогостоящее оборудование аналогичного класса и параметров даже не обсуждается. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Но годится ли такое решение для России?

Несмотря на все неурядицы экономических реформ, походя похоронивших целые некогда вполне благополучные и конкурентоспособные советские промышленные отрасли, Россия, как это ни странно, некоторые позиции за собой сохранила. И одна из таких позиций — производство энергетического оборудования. Несмотря на все усиливающуюся конкуренцию, российский концерн "Силовые машины" остается 1-м в России и 4-м в мире (по установленной мощности) производителем оборудования для гидро-, тепло- и атомных электростанций, уступая лишь таким гигантам как Siemens, General Electric и Alstom. Концерн объединяет ведущие профильные предприятия России "Энергомашэкспорт", "ЛМЗ", "Завод турбинных лопаток", "Электросила", "Калужский турбинный завод". Как ни крути, а до 10% мировой установленной мощности вырабатывается на российском оборудовании. И в "Силовых машинах" не собираются останавливаться на достигнутом.

Стратегия, разработанная руководством "Силовых машин" исходит из очень существенного экономического факта — эпоха бурного строительства новых энергетических мощностей подошла к концу. А значит, речь должна идти не о массовых закупках импортных машин, а об эффективной МОДЕРНИЗАЦИИ того оборудования, которое уже есть. Такой путь экономически более выгоден, не требует столь масштабных затрат, а самое главное — работает на экономику России и на карман граждан России, а не на поддержание высокого уровня жизни заокеанского менеджмента и обывателя.

И действительно, для того чтобы ввести новые мощности на ГЭС или АЭС, потребуется 5-7 лет, на ТЭС — 2-3 года. В то время как модернизация, проводимая "Силовыми машинами", в зависимости от ее глубины и типа оборудования, может занять от нескольких месяцев до двух лет. Думается, излишне напоминать, что стоимость в данном случае некорректно даже сравнивать. Более того, те же "Силовые машины" наряду с модернизацией смогут плавно и постепенно менять старое оборудование на новое. В тех случаях, когда без этого никак нельзя обойтись.

Можно, конечно, попробовать встать в позу визионера и безапелляционно заявить: российские (то есть в каком-то смысле — старые советские технологии) устарели еще четверть века назад. Будущее, мол, за евро-американскими разработками. Россия ровным счетом не может предложить ничего своего оригинального. И попасть пальцем в небо. Потому что "Силовые машины", к примеру, сейчас единственный мировой производитель в мире, имеющая действующие контракты на производство турбин мощностью 1000 МВт. И мало кто из лидеров мирового рынка в состоянии модернизировать, к примеру, турбины в 500 МВт с увеличением мощности на 40-50 МВт. Может быть, иностранцы и круче, и богаче, но как часто и раньше российский производитель, располагая вроде бы меньшими возможностями и ресурсами, как выясняется, в состоянии добиться уникальных результатов.

К слову сказать, "Силовые машины" уже успешно провели проекты модернизации ТЭС "Минтия Дева" в Болгарии, Лукомльской ГРЭС в Белоруссии; Эстонской ТЭС и Балтийской ТЭС в Эстонии. Опыт этих модернизаций, по словам инженеров "Силовых машин", свидетельствует, что разработанные концерном технологии модернизации не только значительно дешевле, чем то, что могут предложить сегодня конкуренты, но и значительно более эффективны. Пора распространять технологии модернизации дальше, уверены в концерне.

Как рассказал вице-президент "Силовых машин" Олег Юхтенко, объем рынка модернизации серийных моделей турбин, выпущенных АО "Ленинградский металлический завод", оценивается сегодня в сумму около 3 млрд. долларов. Речь идет о паровых турбинах К-200 и К-300, которых за последние десятилетия было изготовлено, соответственно, 311 и 137 единиц. При этом за рубежом находится 217 единиц К-200 и 78 единиц К-300. В настоящее время "Силовые машины" ведут переговоры о модернизации турбин К-200 и К-300 с несколькими заказчиками за рубежом. За последние десять лет, сообщил Олег Юхтенко, проведено около 10 модернизаций таких турбин.

Технологическая готовность концерна "Силовые машины" наглядно подтверждается и чисто экономическими показателями его деятельности. Так, в 2002 году концерн увеличил объем своих продаж до 329 млн. долларов, хотя год назад объем не превышал 250 млн. Портфель заказов концерна на конец 2002 года составил 1 млрд. 237 млн. долларов против 1 млрд. 10 млн. на конец 2001 года. Значительный рост портфеля, как объясняет пресс-секретарь концерна Виктория Вергельская, связан с выигрышем ряда тендеров в России и Юго-Восточной Азии.

Вопрос на засыпку. Когда "Силовые машины" приступят к масштабной модернизации "изношенных и морально устаревших" мощностей предприятий РАО "ЕЭС России"? Думают ли об этом в РАО "ЕЭС Росси"? Думают ли об этом в правительстве? Думают ли в этих местах вообще о чем-нибудь полезном для Родины и эффективном экономически?

Обсудить