Египет: «сборщиков мусора» - на свалку!

Уже с 1 января иностранные компании заменят в Египте традиционных сборщиков мусора

В районе Мокаттам, где живут "заббалеи" или "мусорные люди", висит почти непереносимый запах гниющих отбросов: горы мусора высотой с трехэтажный дом, в загонах, в жирной черной грязи, резвятся свиньи, по улицам текут помои.

Однако реальная картина не так уж мрачна, как кажется на первый взгляд. Мусор рассортирован: отдельно пластмасса, отдельно текстиль и отдельно стекло. Молодой человек дробит отобранную пластмассу в огромной машине, по соседству мужчина развешивает старые одежные вешалки. В залитом солнцем здании из бетона девушки плетут ковры и раскладывают для просушки извлеченную из отбросов бумагу.

60-тысячная армия каирских сборщиков мусора (а собирают они треть всех городских отходов, то есть около 10000 тонн в день), пожалуй, самым эффективным образом используют эти огромные горы хлама. Они же занимаются и его рассортировкой, превращая в сырье более 80 процентов и производя из него пластмассу, ковры, бумагу и стекло, которые затем продаются тысячами предприятий по всей стране. Система, отработанная заббалеями, была удостоена ряда премий и всяческих похвал на международных конференциях. Ее попытались взять на вооружение и в других городах, в том числе в Маниле, Бомбее и Лос-Анджелесе.

Казалось бы, любое правительство готово ухватится за такую возможность: для государства эта система ничего не стоит, при этом вторично используются тонны мусора, появляется работа у десятков тысяч каирских бедняков. А здесь все наоборот. На прошлой неделе Египет заключил контракты на сбор мусора в Каире с частными иностранными компаниями с привлечением египетских рабочих. По мнению представителей египетского правительства, заббалеи собирают отнюдь не весь городской мусор, а две трети его либо не собирается вовсе, либо собирается специализированными компаниями или нанятыми правительством рабочими. Заббалеи же заинтересованы лишь в "рентабельных" отходах, да и методы работы у них слишком отсталые, никакой санитарии.

Уже в начале этого года будет прекращено продление лицензий каирским сборщикам мусора, а их самих постепенно заменят иностранные компании. Ясно, что заббалеям и их защитникам такое развитие событий не улыбается.

"Мы занимаемся поиском решения, — говорит Лейла Искандер, работающая с заббалеями с 1982 года. — Решение правительства может вылиться в настоящую человеческую трагедию для 60000 человек, которые попросту лишаться средств к существованию".

Еще 50 лет назад заббалеи (безземельные и безработные сельские жители, принадлежащие к коптской христианской общине) начали селиться в трущобах на окраине Каира. Они собирали в телеги городской мусор и по собственному почину начали рассортировывать его, продавая часть отходов. В 80-е годы им начало помогать в этом специализированное агентство. Заббалеи в буквальном смысле употребили хлам во благо, отправив учиться своих детей, найдя работу для своих жен и внедрив собственные методы и оборудование.

В ближайшие несколько месяцев сбором каирского мусора займутся три иностранные компании (одна итальянская и две испанские), которые заключили соответствующий договор с каирской организацией, ответственной за чистоту в южных районов города. За 50 миллионов долларов в год эти мультинациональные корпорации будут собирать городской мусор, ежедневно мыть улицы и утилизировать собранные отходы. Таким образом, во вторсырье будет обращаться 20 процентов мусора. Лишь иностранные компании, считает египетское правительство, в состоянии очистить чересчур загрязненный Каир с 16-миллионным населением, где уж тут заббалеям или другим местным мусорщикам: город с такой богатой историей и культурой нельзя бросать на произвол судьбы!

Иностранные компании даже готовы нанимать целые бригады заббалеев, однако те не соглашаются на предлагаемые им условия: у них как-никак собственный "бизнес". "Они предлагают мне 1 доллар в день, а я сейчас зарабатываю 2 доллара. Что же, мне от этих денег отказываться?" - говорит Адль Рияд Гиргис, сборщик мусора и отец 8 детей.

"Правительство предложило нам нанять людей, — говорит управляющей итальянской компании Ama Arab Environment Co. Антонио Канале. — Если заббалеи хотят на нас работать, хорошо, пусть работают, выдадим им спецоджеду, однако работать, как прежде, они не имеют права, это противоречит условиям нашего контракта".

Даже защитники заббалеев, признают, что существующая система не лишена изъянов. Заббалеи перетаскивают мусор в собственные дома, где сортировкой занимаются женщины и девочки, разбирая вручную острые металлические предметы, битое стекло, мусор из медицинских учреждений, например, использованные шприцы. Органические отходы отдаются свиньям, которых держат в зловонных загонах за домами.

Собственно, заббалеи готовы были "интегрироваться" в новую систему сбора мусора еще до подписания вышеупомянутого контракта. Но дело сделано, и теперь это процветающее сообщество каирских бедняков, того и гляди, лишится своих доходов. По словам одного из жителей Мокаттама, правительству следовало учесть нужды заббалеев: они-то готовы к сотрудничеству с иностранными компаниями, а вот компании согласятся ли?


Сара Гоуч
Christian Science Monitor

Перевод с английского Веры Соловьевой

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить