Убийцы должны быть наказаны!

Корея и США: две модели правосудия
Предлагаем вашему вниманию перевод статьи "Korea and U.S.: two models of justice", опубликованной в газете "Корея геральд" 3 декабря, и комментарий читателя "Сеульского вестника" Юрия Кондратьева. Речь в статье идет о волне антиамериканских выступлений в Южной Корее во второй половине 2002 года.

Представления о правосудии в американском и корейском обществах существенно различаются. Особенно ярко это продемонстрировали прискорбные события, последовавшие за несчастным случаем, когда две корейские девочки погибли под колесами американского броневика. Чтобы наглядно проиллюстрировать различия — при всех поверхностных сходствах — давайте рассмотрим две модели отправления правосудия — "процессуальную" и "материальную".

Говоря упрощенно, американское общество базируется на "процессуальной" модели правосудия. Это означает, что правосудие свершается, когда юридические процедуры строго соблюдены вплоть до мельчайших деталей. В условиях недостатка подсознательного опыта, традиций, внутренне скрепляющих другие нации, американское общество считает необходимым установить ясные правила, с которыми все согласны, а затем проводит эти правила в жизнь без исключений. Общественный порядок и спокойствие в стране зависят от соблюдения данного принципа законности и процедуры.

В Корее подразумевается, что правосудие должно быть "материальным" (очевидно, автор имеет в виду приоритет норм материального права над процессуальными нормами — прим. ред.), что результат для него должен быть важнее процесса. Точное следование всем правилам и юридическим процедурам отступает на второй план перед необходимостью достичь справедливого результата. Судьи часто игнорируют узкие, формалистские толкования законов, чтобы добиться человеческой и социальной справедливости по существу.

Социологи называют Соединенные Штаты "рациональным обществом", где всем общественным институтам и системам даны ясные дефиниции для того, чтобы каждый мог четко себе представлять правила, по которым функционирует общество, при минимуме двусмысленностей и путаницы.

В своих лучших проявлениях, американская модель обеспечивает справедливость и предсказуемость. В худших — ее считают бессердечной и бесчеловечной системой, уважающей лишь процессуальные нормы.

Корею можно характеризовать как "родовое общество" (tribal society), которое цементируется фактом национального и исторического единства, подсознательным внутренним чувством, общим для всех корейцев. Корейцы не анализируют; они чувствуют. Корейцы не взвешивают все "за" и "против" на основе неких рациональных критериев, как делает большинство американцев при принятии решения; они прислушиваются к голосу своего сердца. Кровные узы, землячество, почтение младших к старшим и многие другие элементы родового общества играют очень большую роль в поступках и решениях корейцев.

На несчастные случаи подобные тому, в результате которого погибли две школьницы, эти два общества реагируют по-разному. Отсюда и противоречие.

Соединенные Штаты реагируют на такой случай с формально-правовой точки зрения: стал ли он результатом преступной халатности или умышленного действия? Тот факт, что присяжные, судья, прокурор и ответчики все являются американцами, очень мало значит для процесса отправления правосудия. (Корейцы не понимают этого аспекта жизни в Америке и считают, что, раз на суде все американцы, то они тайно сговорятся и будут поддерживать своих соплеменников.)

Поскольку происходящее — не более чем очередной судебный прецедент, решение принимается на основе судебных процедур и "очков", набранных обеими сторонами. Оно зависит от силы доказательств, аргументов, от тактических хитростей и от актерской игры на чувствах присутствующих, которая может повлиять на присяжных в определенный момент.

В Корее в большинстве дорожно-транспортных происшествий вопрос о том, кто прав и кто виноват, возникает редко. Главный вопрос в другом: что делается или что можно сделать для минимизации ущерба? Это меняет весь характер отправления правосудия и его результат.

Для корейцев при несчастном случае "несчастность" значит больше, чем "случай". Их внимание сосредоточено на боли и скорби, а не на нарушении закона и судебных процедурах. Главное состоит в том, что две девочки (которые были "подобны цветам", как о них пишут в корейских СМИ) погибли, и "убийцы" (как обычно называют в корейской прессе двоих солдат ) должны быть наказаны. В понимании корейцев солдаты виновны не на каком-то юридическом основании, а чисто по-человечески. Были ли действия солдат умышленными или неумышленными, почти не имеет значения. Корейцы не могут себе даже представить, что убийц можно оправдать в ходе справедливого судебного процесса.

То, что убийцы — американцы, очень мало значит для большинства граждан США, а то, виновны они или нет, очень мало или никак не связано с тем, что они американские граждане. Но для корейцев тот факт, что девочки — "корейские", имеет первостепенное значение — это предопределяется и оправдывается родовыми узами, скрепляющими Корею и корейцев. Большинство американских родителей в ситуации подобной этой потребовали бы справедливой "компенсации", и тут довольно легко поставить знак равенства с понятием справедливости. А корейцы, как сейчас, требуют "возмездия", и до тех пор, пока чья-нибудь голова не полетит, их коллективная душа не успокоится. Отсюда этот ужасный конфликт между двумя странами и культурами.

Корея — возможно, самое неудобное место для размещения американских войск. Родовая система общества и культуры, основанная на эмоциях, полностью противоречит американскому рациональному складу ума.

В этой холодной картине взаимоотношений двух культур, возможно, читается предсказание, что дни американского военного присутствия в Корее (как и на Окинаве, где родовой темперамент подобен корейскому), сочтены. Плохо это или хорошо, может показать только будущее. Однако из-за своей горячности и неуправляемых душевных порывов Корея не способна рационально предсказывать или контролировать ход событий.


Джон Хьюер — профессор социологии
корейского отделения Мэрилендского университета


Комментарий

Убийцы должны быть наказаны!

Я живу в Корее без малого 4 года. Начальная эйфория прошла. Познакомился не только с тем, что мне пришлось по душе, но и с тем, что мне не нравится. Да, эта страна и эта нация очень и очень многогранны. Под влиянием первого года жизни здесь я в свое время написал рассказ, который понравился многим тысячам людям из десятков стран мира. Они увидели Корею моими глазами , почувствовали ее так, как почувствовал я. Именно поэтому мне задавали множество вопросов как сюда приехать, как здесь устроиться на работу и прочее.

Теперь я могу отвечать более взвешенно. За эти годы я столкнулся и с негативными сторонами жизни здесь. В частности с системой правосудия в Корее. Столкнулся лично. Достаточно вспомнить случай, когда директор одного из заводов в городе Масане, умышленно сбил мой "Матиз" на скоростной дороге, прочитав надпись на заднем стекле, что в машине находятся иностранцы. Это было покушение на умышленное убийство. Трагедии не произошло. Я опытный водитель и сумел избежать аварии, тем самым сберег жизнь своей жены и свою. С тех пор прошло более полугода, но преступник, полностью признав свою вину, до сих пор гуляет на свободе. Он даже отказывается отремонтировать мою изуродованную машину.

Да! Законов в Корее нет. Увы, но это факт. Однако люди, дружелюбные и открытые — есть! Поэтому я категорически не согласен с американским профессором, заведомо осудившим и оскорбившим всю Корею и всех корейцев. В качестве идеального образца он выставляет американский судебный аппарат. Не стесняясь, он записывает всех корейцев (и даже японцев — своих ближайших союзников в Азии) в разряд дикарей. Осуждая то, что корейцы действуют по велению сердца, он противопоставляет этому холодный западный расчет, которому и призывает следовать. "Ну что в том страшного, что у вас убили ребенка? — Требуйте компенсации"! Вот это и есть ИХ суть.

Я знаю о чем говорю. Прожил в Канаде 4 года. Знаю канадцев и американцев не понаслышке. Знаю немало случаев, когда жены убивали мужей ради получения страховки. Убивали детей — ради того же. Вам такое придет в голову? Вряд ли. Если вы нормальный человек.

Именно поэтому, приехав в Корею и увидев здесь нормальных людей, я вздохнул с облегчением. Конечно, у корейцев тоже есть свой шовинизм, круговая порука, стремление обмануть иностранца и нажиться на нем. Не буду этого скрывать. Корейцы стыдятся, смотрят в пол, когда им прямо на это указывают и уличают в этих поступках. Но тем не менее, они не торгуют ни своей нацией, ни своей страной, ни своими детьми.

Именно поэтому меня шокировало письмо этого "профессора социологии" - того, кто осмеливается пропагандировать свою бесчеловечную идеологию, того, кто готов взять деньги за своего убитого ребенка и простить преступника, того, чье правительство бомбит другие страны, насаждая такие вот взгляды. Я присоединяюсь ко всем корейцам и требую осудить преступников в американской военной форме. Убийцы должны быть наказаны!


Юрий Кондратьев, Пусан
conradroy.boom.ru
[email protected]

"Сеульский вестник"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы