«План действий» - двигатель прогресса?

Продолжается визит японского премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми в Россию. Некоторые итоги этого визита можно подвести уже сейчас, ибо сегодня состоялась его важнейшая часть — переговоры с российским президентом.
Нельзя сказать, что эти переговоры ознаменовались каким-то серьезным прорывом в области двусторонних отношений. Да этого, пожалуй, никто и не ждал. По крайней мере, трудно было найти комментарий, в котором всерьез предполагалось бы, что Владимир Путин и Дзюнъитиро Коидзуми смогут найти взаимоприемлемое решение по вопросу о принадлежности четырех островов Южно-Курильской гряды.
Позиция японского премьера осталась неизменной — по окончании переговоров г-н Коидзуми заявил, что "нужно как можно скорее заключить мирный договор после решения территориальной проблемы". Как следует из этого заявления, Токио остался при своем мнении.
Позиция российского руководства тоже, в принципе, не претерпела существенных изменений. Москва уже неоднократно заявляла о своей готовности обсуждать территориальную проблему (Токийская декларация 1993 года). Только теперь переговоры будут вестись "энергичнее".
Естественно, возникает вопрос, каково у России и Японии видение решения многолетнего спора. Более пяти лет назад тогдашний премьер-министр Японии Рютаро Хасимото предложил Борису Ельцину компромиссный (с точки зрения Токио) вариант — Россия признает японский суверенитет над спорными островами, но они остаются под административным управлением Москвы на неопределенное время. Позднее "неопределенность" была конкретизирована — 10-20 лет. Российское руководство не сказало "да", но не сказало и "нет", что породило в Японии волну ничем не обоснованного оптимизма. Тем более что Ельцин и Хасимото клятвенно пообещали друг другу решить проблему островов и заключить мирный договор в 2000 году. Договор, между тем, не заключен до сих пор. Но, судя по всему, в Токио по-прежнему считают "формулу Хасимото" приемлемой. Хотя тот же Дзюнъитиро Коидзуми в момент своего избрания на пост главы правительства был куда более резок в оценках сложившейся ситуации, требуя безоговорочной передачи четырех островов Японии.
В нынешнем Совместном заявлении российского президента и японского премьер-министра никаких конкретных сроков не называется. Стороны намерены продолжать, "исходя из заявления президента России и премьер-министра Японии по проблеме мирного договора 2000 года, усилия по разъяснению общественности обеих стран важности заключения мирного договора и поступательного развития двусторонних отношений во всех областях, включая совместную подготовку и распространение соответствующих информационных материалов". К чему будут готовить общественность Москва и Токио, пока не совсем ясно. Вполне возможно, что либо Россия, либо Япония пошли на уступки по территориальной проблеме. Возможно, эти уступки были взаимными. Но и в этом случае общественность обеих стран надо "готовить", поскольку в России точно также сильно желание не уступать острова Японии, как у японцев — их получить.
Как и предполагалось, по итогам переговоров в Кремле была подписана совместная декларация, получившая название "План действий". Этот документ не является юридически обязывающим. Тем не менее, он чрезвычайно важен, поскольку призван определить характер двусторонних отношений на ближайшие годы. Отметим несколько основных положений "Плана действий":
— Намерение развивать экономические связи между двумя странами (самое время, поскольку товарооборот между Россией и Японией в настоящее время составляет всего 4 млрд. долларов);
— Россия поддерживает кандидатуру Японии в постоянные члены Совета безопасности ООН, а Япония — намерение России вступить в ВТО;
— Консульским службам обеих стран будет поручено разработать упрощенный порядок получения виз гражданами России и Японии.
Но вообще, говорить о том, как повлиял визит японского премьер-министра в Россию на динамику отношений между двумя странами можно будет только спустя какое-то время. Подождем. Тем более, что до сего времени это слово как нельзя более точно передавало состояние двусторонних отношений.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *