Новогодний "грефейерверк" над Приморьем

...На прошлом заседании трибунал постановил, что не только земля, но и воздух в деревне является собственностью графинь Вишен, и поэтому все, кто дышит, должны платить деньги за аренду воздуха. Раз в месяц кавалер Помидор обходил деревенские дома и заставлял крестьян глубоко дышать в его присутствии. По очереди он измерял у них объем груди после вдоха и выдоха, затем производил подсчет и устанавливал, какая сумма причитается с каждого потребителя воздуха. Кум Тыква, который, как известно, очень часто вздыхал, платил, конечно, больше всех...

(Дж. Родари. "Приключения Чипполино")

Правительство Михаила Касьянова по итогам минувшего года бодро отрапортовало Президенту и стране о росте экономики и повышении благосостояния граждан. Как замечательно все это выглядело на бумаге! Одно плохо — не оценил несознательный народ своего счастья. Наверное, просто думал не о том. Он ведь, народ, какой: его гораздо больше, чем красивые цифры из министерского доклада, волнуют холодные батареи в доме, выросшие в разы коммунальные счета и ценники в магазинах, маленькая зарплата и вполне реальная угроза по той или иной причине пополнить своей персоной многочисленную армию безработных.

Не знает российский народ, что его благосостояние повысилось. Бастуют по всей стране коммунальщики, врачи, учителя. Под занавес уходящего года устроили шумную акцию протеста авиадиспетчеры, теперь вот еще приморские рыбаки взъерепенились, когда глава правительства одним изящным росчерком пера обрек их вместе с семьями на голодное прозябание, а предприятия, где они работают — на банкротство. Требуют рыбацкие коллективы вернуть краю промышленные квоты и отменить уникальные в мировой практике аукционы, где право на вылов рыбы в собственной экономической зоне российские рыбаки должны покупать у родного государства наравне с иностранными. Представители рыбацких профсоюзов настаивают на отставке правительства Михаила Касьянова и требуют суда над Министром экономического развития Германом Грефом. По мнению рыбаков, политика правительства в отношении рыбной отрасли ведет к ее развалу и обнищанию, экономической зависимости России, росту безработицы и социальной напряженности в регионе.

..За последнее время доходы замка заметно уменьшились. А ведь вы знаете, что наши бедные графини — вдовы и круглые сироты — живут только доходами с принадлежащей им земли и, кроме себя самих, вынуждены содержать еще и своих родственников, герцога Мандарина и барона Апельсина, чтобы не дать им умереть с голоду...
Мастер Виноградинка украдкой поглядел на барона, который сидел в уголке,
скромно опустив глаза, и утолял свой голод жареным зайцем с гарниром из
воробышков...

(Дж. Родари. "Приключения Чипполино")

В конце минувшего года приморским журналистам выпал достаточно редкий шанс путем селекторного совещания пообщаться с представителями Министерства экономического развития и торговли. От общения в прямом эфире журналисты ожидали если не откровенного, то, во всяком случае, достаточно подготовленного диалога о ситуации в рыбной отрасли. Однако их надежды не оправдались. Диалог в эфире состоялся. Вот только прямым и откровенным его никак не назовешь. Вместо ожидаемого на пресс-конференции главы министерства Германа Грефа, кстати, проигнорировавшего и ноябрьский съезд рыбаков, на вопросы журналистов отвечала руководитель Департамента агропромышленного комплекса и продовольствия Минэкономразвития Елена Масленникова.

Казалось бы, уже в силу занимаемой должности достаточно компетентный специалист в вопросах рыбных аукционов, свою компетентность, как показалось журналистам, уважаемая Елена Владимировна весьма искусно скрывала, отвечая на конкретные вопросы излишне пространно и общими фразами.

Так, вместо ответа на четко поставленный вопрос о том, в каких еще странах существует действующая в том виде, как в России, аукционная система продажи квот, журналисты услышали, что "продажа квот — это продажа рыбы в воде" и еще несколько общих фраз в этом же роде. Также журналисты узнали, что "количество флота у нас в 3-4 раза превышает ресурсы". Вот, оказывается, в чем проблема! Интересно, почему же при "избыточности российского рыбодобывающего флота" квоты на акваресурсы продаются компаниям, работающим заведомо на зарубежного потребителя? Да и этот самый "избыточный" флот, между прочим, давно нуждается в срочной модернизации, которая невозможна из-за высокой платы за квоты на аукционах, где предприятия выкладывают последние деньги за "рыбу в воде". Ведь в составе промыслового флота судов, отслуживших нормативный срок эксплуатации, более 65%. А в добываюшем флоте таких более 70 %!

В очередном вопросе представителя Минэкономразвития попросили назвать рыболовецкие предприятия Дальнего Востока, а также Российской Федерации, выступающие за аукционную систему продажи квот. Таковые предприятия, по словам Масленниковой, ей известны, но вот назвать их журналистам она отказалась.

Точно так же фактически не был услышан вопрос: "Почему рыбаки против аукционной продажи квот, а правительство — за?" Набор слов, который прозвучал в ответ, ответом назвать просто невозможно. Были еще вопросы, были ответы, но общий смысл пресс-конференции понятен: Минэкономразвития попросту не готово четко и внятно объяснить рыбакам свою стратегию в области рыболовства. Да и есть ли она вообще, эта стратегия?


..."Нижеподписавшиеся, графиня Старшая и графиня Младшая из почтенного рода Вишен, утверждают, что, будучи владелицами воздуха в своем имении, они должны быть признаны также и владелицами всех осадков, выпадающих в течение года. Посему они просят суд подтвердить, что каждый житель деревни повинен уплачивать им арендную плату в сумме ста лир за простой дождь, двухсот лир за ливень с громом и молнией, трехсот лир за снег и четырехсот лир за град". Следуют подписи: "Графиня Вишня Старшая. Графиня Вишня Младшая".

(Дж. Родари. "Приключения Чипполино")

Чудовищным экспериментом над ведущим рыбным регионом страны назвал правительственное перераспределение промышленных квот на вылов водных биоресурсов, ранее выделенных Приморскому краю, член Совета Федерации от Приморья Олег Кожемяко. "Это не первый случай, когда интересы рыбацкого Приморья ущемляются в угоду другим дальневосточным регионам, — считает Олег Кожемяко. — Налицо попытки последних упрочить свое положение на рыбном рынке страны. Возможно, сегодня эти субъекты находятся в наиболее благоприятных, в том числе и политических, условиях для лоббирования этих целей.

Но нужна ли такая конфронтация рыбной отрасли, которая и без того переживает кризис, и к чему может привести подобный сепаратизм субъектов? По мнению большинства отраслевиков, если для Приморья, с его территориальным положением, рыбная отрасль является базовой, где исторически развивается промысел, сосредоточен рыболовный флот, налажены береговая переработка и судоремонт, то, к примеру, Хабаровский край не имеет таких составляющих и работает, в основном, на бербоут-чартере, а, следовательно, львиная доля добытой им рыбы окажется за границей. В то же время в Приморье, лишенном 30% промышленных квот, которые уже были предварительно распределены и на которые рыбаки возлагали надежды, будут простаивать суда, разваливаться предприятия и нищать поселки.

Регионы, в пользу которых произошло перераспределение приморских квот, избавлены от необходимости расходовать средства на аукционах. Нашим же рыбакам, и в условиях аукционов не сократившим налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, придется покупать свое право на труд. За счет сокращения социальных программ, заработной платы, налогов. Дальше — банкротство. В этой связи позицию, занятую правительством по отношению к Приморскому краю, иначе как чудовищной, не назовешь. Какое еще государство в мире решится устраивать подобные эксперименты над собственной экономической и социальной безопасностью? Ведь разорив ведущую для Приморья отрасль, правительство обрекает на вымирание целый регион."

Крестьяне вышли под дождь, смешанный с градом, и побрели в деревню. Они даже не торопились. Град бил им в лицо, струи дождя пробирались под одежду, но они будто и не чувствовали этого. Когда у тебя большое горе, мелких неприятностей уже не замечаешь.

(Дж. Родари. "Приключения Чипполино")

Обсудить