Уснувшая совесть

Из-за нерадивых чиновников сотни северян не смогли получить квартиры в средней полосе

В Мурманской области профессия строителя всегда входила в список наиболее престижных профессий. Именно в среде профессиональных строителей ковались управленческие кадры для нынешней политической элиты региона. После того как бывшие строители, встав у руля власти, постигли все азы управления региональной политикой и экономикой, строительная отрасль в Мурманской области по большому счету приказала долго жить. Более того, по оценкам разных экспертных агентств, строительная промышленность в регионе, как, впрочем, и во всей России, стала одной из самых коррумпированных.

Многие помнят ставшие афоризмом слова неизвестного прораба о том, что на любой стройке так или иначе можно украсть до 25 процентов отпущенных на нее денежных средств и ресурсов, причем без особого ущерба для конечного результата строительства. Не секрет также, что практически ни одно строительство не обходится без так называемых откатов денежных средств. Знающие люди говорят, что в Мурманске негласная норма "отката" установлена в размере 15-20 процентов от стоимости подряда. Именно такую сумму должны "откатить" распорядителю заказов подрядчики, получившие выгодный контракт на строительство или ремонт какого-то объекта, будь то Дворец культуры или ремонт кровли жилых домов.

Кроме того, в строительстве чаще, чем в других отраслях промышленности, выявляются такие финансовые нарушения, как "нецелевое использование бюджетных средств", "незаконное использование бюджетных денег", "отсутствие конкурсов при проведении подрядных работ". Однако все эти формулировки еще цветочки по сравнению с тем, что удалось сделать Управлению капитального строительства Мурманской области.

Наши чиновники умудрились в счет стоимости долевого строительства жилого дома для переселенцев с Крайнего Севера в Новгородской области закупить бензин по 2 тысячи 889 рублей (!) за один литр, в то время как его стоимость на автозаправочных станциях не превышала 7 рублей за литр.

Так приятно грести под себя

И это только один факт из многочисленной череды финансовых нарушений, которые выявили аудиторы и инспектора Контрольно-счетной палаты Мурманской области при проверке государственного областного учреждения "Управление капитального строительства Мурманской области".

Раньше, по мудрому замечанию Салтыкова-Щедрина, во всех странах железные дороги служили для передвижения, а в России еще и для воровства. Теперь изречение русского классика можно смело отнести не только к железным дорогам, но и к строительству.

По результатам проверки в отчете Контрольно-счетной палаты Мурманской области черным по белому написано: "ущерб от деятельности Управления капитального строительства Мурманской области в 2001 году — в первой половине 2002 года составил 107 миллионов 358 тысяч рублей. Установлено нецелевое использование средств в размере 416 тысяч рублей. Выявлено незаконное использование бюджетных средств в размере 6 миллионов 679 тысяч рублей".

Таким образом, общая сумма бюджетных денег, прошедших через руки преуспевающих чиновников от строительства, уменьшилась в общей сложности на 114 миллионов рублей. Впрочем, как заметил один острослов, это не предел. На самом деле количество денег, которое может быть закопано в землю, не поддается исчислению. Тем более если речь идет о земле, которая расположена за пределами Мурманской области. А именно там — за пределами региона — власти Мурманской области и ведут основное строительство, в том числе в рамках программ по переселению северян.

В начале прошлого года губернатор Юрий Евдокимов заявил, что прекращение строительства жилья непосредственно в Мурманской области — это сознательная политика региональных властей.

По словам губернатора, "все финансовые ресурсы, которые область получает из федерального центра по президентской программе переселения, по программе Госкомсевера и те, которые образуются в области, направляются на строительство жилья в средней полосе и на юге России".

Например, только в прошлом году жителям области, выезжающим в регионы с благоприятным климатом, на предоставление жилищных субсидий было выделено 75 миллионов рублей. Государственным заказчиком региональной программы строительства жилья для северян за пределами области является небезызвестное Управление капитального строительства (УКС) Мурманской области. Кстати, согласно губернаторскому постановлению, именно УКС должно заключать договоры с подрядными организациями на строительство домов и оно же должно контролировать целевое использование бюджетных средств.

Управление капитального строительства Мурманской области, как сказано в его уставных документах, — это "орган исполнительной власти, который осуществляет практическую реализацию региональной политики в области строительства, реконструкции и капитального ремонта жилья, объектов социальной сферы".

Что касается "региональной политики в области строительства", то с этим все более или менее ясно из слов губернатора. Однако, несмотря на заявления Юрия Евдокимова о том, что строительство жилья в регионе не ведется целенаправленно, в областном бюджете из года в год регулярно предусматривается выделение немалых сумм по разделу "Капитальное строительство". Есть даже отдельная бюджетная строка, которая называется "Строительство и архитектура". В прошлом году на строительство и архитектуру в областном бюджете было выделено почти 240 миллионов рублей, а в нынешнем году предполагается выделить на эти цели 150 миллионов рублей. Много это или мало, судите сами: на поддержку всей культуры, искусства и кинематографии в Мурманской области в бюджете запланировано 88 миллионов рублей.

Кроме того, в уставных документах УКСа четко сказано, что этот орган исполнительной власти выполняет функции заказчика строительства и содержится за счет средств, выделенных на строительство и капитальный ремонт объектов, финансируемых из бюджетов различных уровней.

Именно последняя фраза из уставных документов стала ключом для безбедной жизни чиновников УКСа. Как говорится, плывя по течению, так приятно грести под себя.

Пишите письма мелким почерком

Однако пока чиновники УКСа "гребли под себя", только за последние полтора года потери федерального бюджета составили 69 миллионов 958 тысяч рублей, а бюджету Мурманской области нанесен ущерб в размере 37 миллионов 400 тысяч рублей. Откуда же взялись огромные цифры финансовых потерь?
В отчете Контрольно-счетной палаты сказано: просроченная (свыше трех лет) дебиторская задолженность федерального бюджета установлена у ОАО "Спецстрой" - 28 миллионов 343,7 тысячи рублей по строительству жилых домов в Воронеже в рамках программ "Жилье для военнослужащих", Госкомсевера и "Жилищные субсидии".

ОАО "Росарктикстрой" задолжало 33 миллиона 866 тысяч рублей по строительству домов на улицах Загородной и Павлова в Мурманске, а также дома в Воронеже.

ООО "БИК" забыло вернуть 4 миллиона 376 тысяч рублей за строительство коттеджей в Ленинградской области.

Фирма "БИК СТРОЙ" не возвратила 1 миллион 287 тысяч рублей по строительству жилого дома в Санкт-Петербурге.

По данным инспекторов КСП, деньги на строительство жилых домов перечислялись авансом. Дома не построены, деньги истрачены. Естественно, рачительный хозяин в этом случае начнет выколачивать долги. Например, подаст в суд на нерадивых должников. Но, похоже, у мурманских чиновников от строительства так много важной работы, что до таких "мелочей" руки не доходят. Судебные разбирательства УКС ведет только с фирмой "БИК", чей долг едва превысил 4 миллиона рублей. С остальными должниками федерального бюджета чиновники из областного управления капитального строительства обмениваются письмами по поводу возврата задолженности. Однако пока светлые головы из УКСа писали должникам письма мелким почерком, истек срок исковой давности по взысканию задолженности. Таким образом, от нерадивости наших чиновников федеральный бюджет потерял почти 70 миллионов рублей.

Еще 37 миллионов рублей, по мнению контролеров, составили потери областного бюджета. На конец 2001 года в собственности региона числились 72 объекта незавершенного строительства. И, похоже, ни чиновники, осуществляющие в регионе строительную политику, ни заместитель губернатора, курирующий отрасль, не знали, что же делать с этими объектами.

Поэтому в одночасье все незавершенное строительство Мурманской области превратилось в "чемодан, который и бросить жалко, и нести тяжело". А потому мудрые чиновники не придумали ничего лучшего, как списать всю "незавершенку", да и дело с концом. На "нет", как говорится и суда нет. Инспектора Контрольно-счетной палаты установили, что было списано восемь объектов незавершенного строительства общей стоимостью 37,4 миллиона рублей. Правда, еще восемь объектов УКСу удалось-таки передать на баланс местным администрациям. Для сравнения: стоимость этих объектов не превышает 400 тысяч рублей. Комментарии, наверное, излишни. Создается впечатление, что местные чиновники ходят на работу лишь затем, чтобы получать заработную плату, премии и периодически переворачивать листки перекидного календаря на рабочем столе. Выработка грамотных управленческих решений, проведение конкурсов на покупку незавершенных строительных объектов, подготовка исковых заявлений в судебные инстанции с требованием возврата бюджетных средств от должников в их компетенцию, похоже, не входит.

Пенсионеры особого значения

Впрочем, наверное, все вышеперечисленные требования звучат по отношению к местным чиновникам издевкой. Они уже давно и хорошо устроились в своем кругу. Ведь, как известно, именно в узком кругу удобнее всего жить широко.

По крайней мере, в узком кругу работников Управления капитального строительства уж точно. По данным Контрольно-счетной палаты, за 2001 год и первую половину 2002 года в УКСе помимо вышеперечисленных нарушений выявлено нецелевое использование бюджетных средств в размере 416 тысяч рублей.

Например, "в 2001 году выплачено по контрактам и договорам подряда, заключенным с пенсионерами, бывшими работниками для исполнения ими должностных обязанностей штатных сотрудников 143 тысячи рублей, а в первом полугодии прошлого года — 164 тысячи рублей".

Посмотришь на эти цифры, и как-то не верится, что пенсионеры у нас живут плохо. По крайней мере, чиновники-пенсионеры, работавшие в УКСе, умудрялись и пенсию по месту жительства получать, и свою штатную работу по договорам подряда исполнять.

Но и это еще не все. После того как пенсионеры решили покинуть теплое местечко в УКСе, они уволились на государственную пенсию. И в соответствии с законом им была выплачена денежная компенсация в размере пятикратного заработка. В 2001 году на эти цели было истрачено свыше 165 тысяч рублей, а в 2002 году — 287 тысяч. При этом, как установили аудиторы Контрольно-счетной палаты, эти суммы ошибочно не облагались подоходным налогом. Если суммировать выплаченные суммы, то ошибочка при начислении пенсий обошлась государству в 52 тысячи рублей.

Бочка бензина за полмиллиона

Куда более серьезными выглядят обвинения контролеров в том, что Управление капитального строительства в нарушение Указа Президента РФ "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции" так и не удосужилось провести конкурсы на размещение подрядных строительных работ.

В УКСе на момент проверки не было разработано Положение об организации закупок товаров, работ и услуг, финансируемых за счет бюджетных средств.

А раз нет конкурсов, значит, есть поле для незаконной деятельности чиновников. Конечно, никто не вправе обвинять работников Управления капитального строительства в том, что они за определенные деньги или непосредственный "откат" отдавали лакомые подряды на строительство дружественным фирмам. Но практика показывает, что именно такие нарушения чаще всего процветают в тех регионах, где сознательно или по халатности не проводятся конкурсы на производство строительных или иных работ, которые финансируются из бюджета. Например, как заявила однажды депутат Госдумы Ирина Хакамада, "получая смешные зарплаты, наши чиновники живут богаче своих западных коллег, которые получают в десять раз большие оклады. Чудес не бывает — эта разница между зарплатой по ведомости и реальными доходами откуда-то должна браться. Поэтому растаскивание бюджетных средств является вторым после взяток источником процветания российской бюрократии". Словом, всех денег не заработаешь. Часть придется украсть...

Что касается бережного отношения мурманских чиновников к расходованию бюджетных средств, то об этом разговор особый. УКС Мурманской области является заказчиком и одновременно гарантом постройки жилых домов за пределами Кольского полуострова. Схема работы с подрядчиками примерно такова: УКС Мурманской области перечисляет деньги на строительство, например, в Новгород, а новгородские фирмы на эти бюджетные средства закупают необходимые стройматериалы. После завершения работ в УКС Мурманской области поступают справки и отчеты о расходовании денег и количестве закупленных материалов. Естественно, если новгородская или костромская строительная фирма целенаправленно завышает стоимость закупленных стройматериалов, контракт на строительство с нею лучше разорвать. Но нашим чиновникам, которые должны контролировать правильное расходование бюджетных средств, похоже, глубоко безразлично, сколько денег и на что тратят подрядчики.

Вот лишь один факт. Согласно справке, которую представил в УКС Мурманской области новгородский фонд по поддержке жилищного строительства для переселенцев Крайнего Севера, в июне 1999 года от строительной фирмы "Северная реформа" новгородцами в счет строительства жилого дома было получено 206,336 литра бензина. Его стоимость, указанная в документах, буквально сразила наповал контролеров КСП. Цена бочки бензина составляла 598 тысяч 200 рублей! Таким образом, бюджетными деньгами мурманские чиновники расплатились за поистине "золотой" бензин, литр которого в рамках этого договора стоил 2 тысячи 899 рублей. Для справки: в 1999 году цена бензина не превышала 7 рублей за литр. Возможно, если бы чиновники УКСа относились к расходованию бюджетных средств более осмотрительно, простым жителям Мурманской области не пришлось бы искать управы на недобросовестных подрядчиков УКСа Мурманской области в судах различной инстанции.

Мытарства переселенцев

А пока жители области, решившиеся переехать в теплые края, все чаще сталкиваются с проблемами.

Например, в октябре прошлого года мурманчане, которые планировали переехать в Вологду по программе Госкомсевера, с ужасом выяснили, что их будущий дом достраивать не собираются. Гарантом исполнения заключенного с вологодскими строителями договора выступило Управление капитального строительства Мурманской области. Обещанные сроки сдачи жилья переносились несколько раз. До тех пор, пока вологодская фирма в ультимативной форме не потребовала от мурманчан доплатить за строящиеся квартиры. Суммы назывались разные — от 79 до 125 тысяч рублей в зависимости от размера будущей жилплощади. В итоге вологодские строители не дают разрешения на заселение, пока мурманчане не внесут дополнительные деньги.

В аналогичную ситуацию попали и мурманчане, решившие обосноваться в Костроме. Еще в первом квартале 2000 года планировалось сдать в эксплуатацию дом в микрорайоне Давыдовский-3. Но своего слова костромичи также не сдержали. Руководство ООО "Костромагорстрой" в течение трех лет переносило сроки ввода дома и в конце концов предложило своим клиентам заново перезаключить договоры и доплатить дополнительную сумму.

Почти в такой же ситуации оказались и жители Мурманска и Заполярного, заключившие договоры на строительство жилья в Новгороде. По словам дольщиков, никаких отделочных работ в доме, за квартиры в котором северяне уже заплатили деньги, не ведется. На стройке запустение.

Это лишь несколько примеров того, с какими трудностями столкнулись жители Мурманской области, решившие переехать в теплые края "под гарантии" Управления капитального строительства Мурманской области.

Может сложиться впечатление, что "нецелевое расходование бюджетных средств", обнаруженное аудиторами Контрольно-счетной палаты в Управлении капитального строительства Мурманской области, к мытарствам простых северян отношения не имеет. Однако помимо всего прочего контролеры выявили еще и незаконное использование чиновниками денежных средств в размере 6 миллионов рублей. Как говорится, все не так плохо, как вы думаете. На самом деле все гораздо хуже!

В заключении Контрольно-счетной палаты написано: "Управлением капитального строительства на свое содержание использованы поступающие от граждан средства в возмещение стоимости жилья, оплаченного федеральным бюджетом. Эти деньги использовались на основании письма, подписанного заместителем губернатора Мурманской области (без входящих и исходящих реквизитов). За первое полугодие 2002 года УКСом из поступивших от населения средств использовано 2 миллиона 384 тысячи рублей без всяких на то оснований".

Как говорится, приехали. Свыше 22 тысяч человек в Мурманске стоят в очереди на переселение, а чиновники областной администрации транжирят деньги очередников на свое содержание. При этом совесть у чиновников наверняка чиста. Складывается впечатление, что они ею никогда не пользовались.

Екатерина ИВАНОВА,
Артем СВИРИДОВ,
Мурманск.

К теме:
Еще в сентябре 2001 года коллегия Счетной палаты РФ указала губернатору Мурманской области следующее: "С 1996 по 2000 год из Мурманской области предусматривалось переселить 69 тысяч 200 человек (построить 1340,7 тысячи квадратных метров жилья). Вместе с тем в рамках программы переселения северян за счет всех источников финансирования было построено и приобретено лишь 6599 квартир общей площадью 356,6 тысячи квадратных метров.

В целом программа по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера Мурманской области и приравненных к ним местностей, выполнена на 26,6 процента. Недовыполнение договорных обязательств подрядными организациями за 1999-2000 годы составило: за 1999 год не сдано 373 квартиры, за 2000 год не сдано 256 квартир. Всего за два года задолженность подрядных организаций по вводу жилья и передаче квартир для приобретения гражданами, выезжающими из Мурманской области, составляет 629 квартир".

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *