Рыбный промысел на Дальнем Востоке пронизан коррупцией

В понедельник городской суд Южно-Сахалинска принял решение взять под стражу руководителя Южно-Курильской государственной морской инспекции Федеральной пограничной службы Виктора Конькова. Он был задержан сотрудниками ФСБ при получении взятки в размере 10 тысяч долларов. По неофициальной информации, Конькова "сдали" местные рыбопромышленники, уставшие от постоянных поборов за разрешение на лов рыбы в районе Южных Курил. Сам задержанный своей вины не признает и показания давать отказывается.

В понедельник же на пресс-конференции в Москве директор Федеральной пограничной службы России Константин Тоцкий заявил, что не видит смысла в передаче от ФПС Военно-морскому флоту функций охраны морских биоресурсов.

"Известия" уже неоднократно писали о проблеме коррупции в российской рыбной отрасли. Серия статей нашего собственного корреспондента в Хабаровском крае, депутата Госдумы Бориса Резника под общим заголовком "Мафия и море" ( № 124-126, 183 за 2002 г.) вызвала настоящий вал откликов. Однако коррупционеров меньше не становится — местные правоохранительные органы продолжают успешно брать их с поличным.

Информация о предстоящей даче взятки Виктору Конькову поступила в УФСБ по Сахалинской области от рыбопромышленника, возглавляющего ООО "Дельта". Он сообщил, что ему предстоит "дать на лапу" 10 тысяч долларов за "обеспечение благоприятных условий для вылова морских биоресурсов". Однако Южные Курилы — район отдаленный и малонаселенный. Там все друг друга знают, и проводить в таких условиях операцию по задержанию чиновника с поличным оперативники не рискнули. Поэтому сотрудникам УФСБ пришлось выманить Виктора Конькова в Южно-Сахалинск.

Купюры пометили специальной краской и переписали их номера. Под одеждой рыбопромышленника спрятали потайной диктофон. Операция прошла в здании Сахалинской госморинспекции. Виктор Коньков при задержании не сопротивлялся. Однако признавать себя виновным он не торопится.

- Подозреваемый воспользовался статьей 51 Конституции РФ и отказался давать показания, — заявил "Известиям" прокурор Южно-Сахалинска Юрий Захаров. — Но Коньков взят с поличным, и прокуратура вскоре предъявит ему обвинение. По статье 290, ч. 4, ему грозит до 15 лет с конфискацией имущества.

Пограничники комментировать происшедшее отказались:

- Виновен ли человек, может установить только суд, и только после этого можно давать информацию, — заявила начальник пресс-службы Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы Наталья Рондалева.

В Южно-Курильске, где служил Виктор Коньков, еще не знают о его задержании.

- Для меня это неожиданность. Но чему здесь удивляться?! Если государство не хочет брать деньги от добытчиков рыбы и морепродуктов, то эти деньги берут другие, — прокомментировал задержание сотрудника ФПС мэр Южно-Сахалинска Николай Овчинников. — Виктору Конькову 50 лет. Я знаком с ним уже много лет. На своей должности он с самого начала ее создания. Специалист своего дела. Прекрасный организатор. Хороший хозяйственник.

По словам мэра, местные рыбаки обижаются на правительство за то, что оно в ущерб их интересам пускает в этот район японские шхуны. Причем официально в России район Южных Курил считается бедным на морепродукты. Здешние запасы даже не выставляются на пресловутые рыбные аукционы. Между тем японские справочники утверждают, что только район оспариваемых ими четырех Южно-Курильских островов по запасам морепродуктов занимает третье место в мире. С японцами полностью согласны и местные рыбаки, стремящиеся получить право на лов даже "частным порядком", то есть за взятки. Однако, как говорят рыбаки, в последнее время поборы Виктора Конькова настолько возросли, что рыбопромышленники решили его "сдать". Договорившись, кинули жребий, и идти к властям выпало главе ООО "Дельта". Рыбаки надеются, что новый начальник морской инспекции по крайней мере в первое время будет брать меньше своего предшественника.

Собкор "Известий", депутат Госдумы, член парламентской комиссии по борьбе с коррупцией Борис Резник считает, что вся система инспекций, контролирующих рыбный промысел на Дальнем Востоке, насквозь пронизана коррупцией:

- Рыбопромышленники платят инспекторам за все. Например, за перегрузку. В соответствии с законом "погрузка, выгрузка или перегрузка живых ресурсов должна осуществляться в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе", то есть пограничного инспектора. Но в порядке исключения пограничники дают разрешение на перегрузку без присутствия инспекторов, хотя исключение нельзя делать ни для кого. Только одна эта бумажка может стоить от 30 до 100 тысяч долларов. Еще инспекторам платят за "закрытые глаза". Они "не замечают" громадный перелов, не видят, как браконьерские суда, не имеющие лицензии, ловят рыбу в зоне их ответственности. Могут просто взять такие суда под свою охрану. Механизм этих плат хорошо отлажен. Вызывает удивление только маленькая сумма взятки, которую всучили Конькову. Обычно 10 тысяч долларов платят рядовому инспектору, разговор с руководителем такого уровня, как начальник региональной госморинспекции, начинается с 30-50 тысяч.

В центральном офисе ФПС России в понедельник тоже отказались комментировать ситуацию с задержанием своего сотрудника. А директор Федеральной погранслужбы Константин Тоцкий заявил вчера на пресс-конференции, что не видит смысла в передаче функций охраны морских биоресурсов от ФПС к Военно-морскому флоту РФ. По его словам, в таком случае ВМФ будет вынужден забрать у пограничников некоторые суда, поскольку "флотские корабли неэкономичны для выполнения задач гонки за браконьерами".

Заместителю Наздратенко предъявят обвинение

По информации "Известий", в ближайшие дни Генпрокуратура предъявит официальное обвинение заместителю председателя Госкомрыболовства Леониду Холоду. Уголовное дело в отношении Холода и директора Магаданского НИИ рыбного хозяйства и океанографии Александра Рогатных было возбуждено в конце ноября 2002 года. Чиновников подозревают в выделении дополнительных квот на вылов морепродуктов под видом научных исследований. По предварительным подсчетам, ущерб от их действий превысил 100 млн рублей. Сам Леонид Холод о готовящемся предъявлении ему обвинения узнал от корреспондента "Известий". Он сказал, что весьма удивлен, однако от дальнейших комментариев отказался. По сведениям "Известий", Леонид Холод был уже дважды допрошен следователями Генпрокуратуры, которые взяли с него объяснения и затребовали ряд документов, касающихся выделения квот на научные исследования.