Почему Ельцин называл друзей "сосисками"?

Об этом может рассказать одноклассник первого российского президента челябинец Геннадий Михайлович Агафонов, более 40 лет трудившийся в центральной диспетчерской "Челябэнерго". Он собрал уникальную коллекцию значков о советской энергетике и может очень интересно рассказывать об этой отрасли. А еще о своем однокласснике и друге по волейбольной команде Боре Ельцине.

Пенсионер Геннадий Агафонов читает любимые газеты, в том числе и "АиФ", играет с друзьями в карты и не забывает пополнять альбомы со значками эксклюзивными новинками.

Геннадий Михайлович разложил на столе фотоснимки 1948 года и предложил мне найти на них юного Ельцина. Даже пяти попыток оказалось недостаточно, чтобы отыскать, казалось бы, знакомое лицо экс-президента. Сильно изменился он с тех пор. Впрочем, как и сам Агафонов.

- Здесь нам с Борисом по 17 лет, — рассказывает Геннадий Михайлович. — Это единственный снимок с учительницей литературы Антониной Павловной Хониной. Ельцин был ее любимчиком. В своей книге "Исповедь на заданную тему" Борис упоминает о ее необыкновенном педагогическом таланте и редкой душевной красоте. Борис пришел в нашу школу в восьмом классе. И очень скоро стал одним из лучших учеников. Он обладал хорошими математическими способностями, умел четко формулировать мысли, не признавал списывания.

- Как складывались отношения Ельцина с одноклассниками?

- Практически с первых дней учебы он стал лидером класса, душой дворовой компании и капитаном волейбольной команды. Его все уважали и называли только по имени. Он тоже к друзьям всегда уважительно относился, вот только тех, кто во время игры в волейбол воронил мячи, ласково называл "сосисками". В школьной волейбольной команде мы пропадали все свободное время. Бог ростом Бориса не обидел. В 17 лет он был под метр девяносто. Он ловко принимал и отправлял мяч на противоположную сторону. Мы с ним быстро сыгрались: я был худенький и прыгучий, он — сообразительный и меткий. Соперники подчас не успевали опомниться, как проигрывали нам очко, заработанное подачей Ельцина.

- Чем занимались закадычные друзья на досуге?

- Четкой продуманностью наш досуг не отличался. Мы ходили в кино или просиживали у меня дома. Борис жил далеко от школы. Светлые, просторные комнаты, кругом чистота и порядок и много-много книг — вот и все, что запомнилось мне от единственного визита в дом Бориса. А ко мне в гости он приходил чуть ли не каждый день. Моя мама, Екатерина Карповна, которой не стало в мае этого года, любила Бориса до глубины души. Когда он стал президентом, она сильно за него переживала: "Как же Бориса ругают!" или "Как он, миленький, все терпит?". На всех выборах свой голос отдавала только за него.

- А вы, если не секрет, за кого голосовали?

- Всегда за него. Был искренне рад, когда Борис ушел в отставку, уступив свое кресло молодому, прогрессивно мыслящему политику. Это одно из самых смелых и разумных его решений, которое я целиком одобряю и поддерживаю. Здоровье безвозвратно ушло, и силы уже не те, что были раньше. А без них управлять такой огромной державой, обросшей большими проблемами и долгами, невозможно.

- После школы ваши пути разошлись?

- Мы с Борисом поступили в Уральский политехнический институт. Я — на энергетический факультет, а он — на строительный, и тем не менее один семестр мы жили в одной комнате институтского общежития. Однажды после занятий он подошел ко мне и говорит: "Ваш корпус закрывается на ремонт, давай переходи к нам, мы тебе уже кровать поставили". И я перебрался к нему. По учебе мы не сталкивались, хотя на первых двух курсах изучали одни и те же предметы. Студенты всегда хорошо отзывались о Ельцине. Он был организатором спортивной работы на своем факультете и примером для всех. Мы играли в одной команде, но после второго курса я оставил волейбол, уйдя с головой в учебу.

- В книге "Исповедь на заданную тему" Ельцин с восторгом описывает турпоходы по красивым местам. Вы принимали в них участие?

- А как же! Однажды на летних каникулах учитель географии повел нас в поход на реку Яйва. Мы купили две лодки, на которых намеревались подняться к ее истоку. Вверх по реке отправился Борис, а мы с тяжелыми рюкзаками пошли берегом. По расчетам Ельцин должен был приплыть раньше нас, но к нашему приходу его на пляже не оказалось. Мы испугались: не утонул ли Борька? Мучительное ожидание продолжалось несколько часов. Вскоре он показался на горизонте, а когда вышел на берег, упал на траву и проспал мертвым сном до утра. На другой день, проспавшись, Борис в момент посиделок у костра задал учителю географии вопрос, который никому из нас никогда не пришел бы в голову. Он спросил Ивана Ивановича: "Почему вы, мужчина уже в возрасте, а до сих пор работаете простым учителем?" В то время Борис считал, что к 40 годам человек должен занимать высокую должность. Учитель сильно растерялся, и его ответ Бориса не удовлетворил. Это говорит о том, что в свои 17 лет он уже имел амбиции и четко выраженную жизненную позицию.

- Что запомнилось вам из институтской жизни?

- Забавных случаев было много, но почему-то запомнился именно этот. Как-то встретились мы с Борисом в вузовском коридоре и разговорились о судьбе нашего бывшего одноклассника. После окончания школы Мишка Устинов женился на нашей общей знакомой. В УПИ он поступил годом позже нас (простудился в одном из походов). Борис говорит: "Ты знаешь, Михаил-то развелся, чуть ли не выгнал жену из дома. Ну, я ему житья не дам!" Спустя месяц узнаю от Ельцина, что Устинов перевелся в другой вуз. Выжил-таки его Борька. Он же сам однолюб был. С Наиной Борис познакомился в институте. Спустя год после его окончания они поженились. Мы виделись тогда очень редко. А потом и вовсе на 25 лет потеряли друг друга из вида.

Вновь встретились только в 1979 году. Я приехал в Свердловск на встречу выпускников. Собралось очень много однокашников, все-таки 25 лет прошло, но Бориса среди них не было. Я очень этому удивился. Помню, недалеко от места встречи располагался ресторан "Космос". Прогуливаясь рядом, я заметил группу людей. Они внимательно слушали высокого мужчину. Подошел ближе, смотрю — ба! Борис Ельцин собственной персоной. Он тогда был первым секретарем Свердловского обкома партии. Крепко обнялись, перебросились парой дежурных фраз: "Как дела?", "Где и кем ты сейчас?". Он спросил, что я тут делаю. Борис удивился, когда узнал, что в ста метрах отсюда стоят его бывшие однокурсники. Как выяснилось, он брал академический отпуск, поэтому его курс должен был отмечать эту славную дату лишь на будущий год. Кстати, именно на этой встрече я узнал, что он Николаевич. Потом часто видел старого друга по телевизору.

- Как будущий президент относился к противоположному полу?

- Мы дружили с девушками из соседней школы. Вместе ходили в кино, собирались по праздникам. У меня даже несколько снимков сохранилось. Самое интересное, что дивчина, с которой встречался Борис, была на год его младше, и на всех фотокарточках она есть, а Ельцина нет. Видимо, друг уклонялся от фотографирования.

- Вы не пытались найти Бориса Николаевича после его ухода с поста президента, встретиться, выпить, поговорить по душам?

- Раньше такие мысли меня часто посещали. Годы проходят, а вместе с ними и здоровье и желания. Кто знает, может, еще свидимся?

Беседовала Марина КУЗЬМИЧЕВА, Аргументы и Факты — Челябинск

На фото:Борис Ельцин с институтскими друзьями по волейбольной команде.

Фото из семейного архива Г.Агафонова