Эх, налетай – и Япония, и Китай!

"Двуглавый" нефтепровод на Восток рискует "пересохнуть" из-за нехватки нефти
Споры вокруг строительства нефтепровода то ли в китайский Дацин, то ли в российскую Находку, столь горячие еще совсем недавно, совершенно стихли. И это, явно, признак того, что серьезные решения по этому вопросу уже приняты. Завесу тайны над трубопроводной политикой российского государства приподнимает американская Wall Street Journal. Россия будет строить два нефтепровода, утверждает газета. Более того, вопрос может быть решен уже на ближайшем заседании правительства.

"ПРАВДА.Ру" неоднократно сообщала обо всех перипетиях, связанных с восточными проектами российских "восточных" нефтепроводов. Как известно, наиболее проработанным из них считается проект трубопровода "Ангарск-Дацин", лоббируемый главой нефтяной компании "Юкос" Михаилом Ходорковским. Угроза того, что весь нефтеэкспорт из Восточной Сибири может оказаться "под контролем" Китая, вынудила к более активным действиям других потенциальных потребителей российской нефти — Японию и Южную Корею.

Уговаривать Владимира Путина строить нефтепровод не в китайский Дацин, а в российскую Находку, приезжал сам премьер Японии Дзюнъитиро Коидзуми. За этот проект выступала и выступает также и российская трубопроводная монополия "Транснефть", боящаяся утратить свое монопольное положение. Да и государственная политика в области экспорта углеводородного сырья, судя по непримиримой позиции в отношении появления в стране частных трубопроводов, занятая премьером Михаилом Касьяновым, свидетельствует о том, что нефтяным олигархам "воли" давать никто не собирается.

Внутри самого правительства сторонники обоих проектов разделились практически напополам. Проект "Юкоса" поддержало Минэнерго во главе с Игорем Юсуфовым, против выступило Минприроды (совершенно откровенно поддерживающее государственные сырьевые монополии) во главе с Виталием Артюховым. Президент Владимир Путин, равно как и премьер Касьянов, постарались от острой темы всячески дистанцироваться. Хотя критика проекта "Анграск-Дацин", прозвучавшая из уст Владимир Путина на заседании Совета безопасности РФ, посвященного проблемам российского ТЭК, вроде бы свидетельствует о том, что президент (по крайней мере, в качестве главы государства и гражданина) не является сторонником китайского проекта.

Wall Street Journal, ссылаясь на некие источники, близкие к лоббированию проекта "Ангарск-Дацин", полагает, что первым, вероятно, будет построен именно этот тнефтепровод. Однако признает газета, решение еще не принято.

Как пишет WSJ, Пекину и Токио пришлось конкурировать между собой. Поначалу казалось, что Россия склонна выбирать между Китаем и Японией. Однако на прошлой неделе пресс-секретарь правительства Алексей Горшков заявил, что государство, скорее всего, одобрит стратегические план, согласно которому оба претендента на российскую нефть смогут иметь к ней равный доступ в течение длительного времени.

Как следовало из слов пресс-секретаря, нефтепровод действительно возьмет свое начало в Ангарске, а затем разветвится на два рукава. Один протянется в Дацин, другой — в находку. Лишним свидетельством того, что российское правительство пытается совместить несовместимое, по мнению WSJ, служит приезд в Москву высокопоставленного японского торгового чиновника Ивао Окамото. Он будет обсуждать с российским правительством финансирование строительства Рукава в Находку.

Особую пикантность всей этой ситуации придают безаппеляционные выводы Сибирского отделения Российской Академии наук. Ученые однозначно заявляют, что нефтяной ресурсной базы Восточной Сибири не хватить на полноценное наполнение двух нефтепроводов. Однако, судя по всему, дипломатия и желание угодить всем не позволяют российским властям смотреть правде в глаза.

Между тем, сообщает RusEnergy, "Транснефть" форсирует работу над подготовкой ТЭО проекта строительства нефтепровода из Ангарска к побережью Японского моря. Уже 1 августа трубопроводная монополия планирует передать в правительство раздел ТЭО по обоснованию инвестиций. Как известно в это же время свое ТЭО представит и "Юкос".

По свидетельству осведомленных источников, сейчас проект "Транснефти" выглядит экономически все более и более привлекательным — сократилась протяженность и увеличилась пропускная способность планируемого нефтепровода. Однако, как отмечают эксперты, проекту "Юкоса" проект "Транснефти" проигрывает по части разведанных нефтезапасов.Существуют серьезные сомнения, что нефти хватит на декларируемые 20 лет. А это значит, что без ресурсной базы "Юкоса" альтернативный проект может оказаться нерентабельным.

О конечной цели усилий "Транснефти" в интервью RusEnergy сказал ее вице-президент Сергей Григорьев. "Наша задача заключается в том, — объяснил он, — чтобы положить перед правительством два ТЭО и сказать: пожалуйста, выбирайте то, что в большей степени отвечает интересам России". На самом деле ответ известен. Его уже озвучил на заседании Совбеза Владимир Путин. То есть трубопровод в Японское море более отвечает стратегическим интересам страны. Только существует одна закавыка — нехватка запасов нефти. И именно поэтому, в "Транснефти" не оставляют надежд похоронить проект "Юкоса" окончательно, и гнать всю нефть только в Находку.

Однако вся неприятность данной ситуации осложняется тем ("ПРАВДА.Ру" подробно писала об этом ( http://economics.pravda.ru/economics/2002/7/21/64/4522_Slavneft.html иhttp://economics.pravda.ru/economics/2002/7/21/63/4548_YkosChinaOil.html ), что ловкий Михаил Ходорковский уже договорился о китайском финансировании нефтепровода "Ангарск-Дацин", получил китайские государственные гарантии и под сурдинку заключил с китайской государственной нефтяной компанией CNPC контракт на долгосрочные (25 лет) поставки нефти в объемах, которые без строительства нефтепровода просто невозможны.

Отмахнутся от уже существующих (пусть и не на межгосударственном уровне) договоренностей с Китаем, российские власти позволить просто себе не могут. Помимо того, что Россия крайне заинтересована в углублении и расширении экономического сотрудничества с Великим восточным соседом, экспорт в Китай нефти — это просто бешеные деньги, это наполненный бюджет, это решение множества экономических и социальных проблем Сибири и Дальнего Востока России.

В Китае сегодня потребление нефти растет самыми быстрыми в мире темпами. А нефть, импортируемая из России, составляет всего лишь 4% всей потребляемой Китаем нефти. В следующем году в КНР начнется приватизация топливно-энергетического комплекса. Считается, что наилучшие шансы у англо-американских компаний. Однако и российские нефтяники вполне могли бы застолбить за собой вполне "нестыдный" участок китайского ТЭК. Эксперты справедливо отмечают, что такой шанс дается весьма нечасто, и если упустить его сейчас, то второго шанса уже не будет.

С другой стороны, Япония — также крупнейший и завидный нефтепотребитель. Япония сегодня старается сократить свою зависимость от ближневосточных нефтегазовых ресурсов и от атомной энергии. То, что недавно токийским энергетическим компаниям пришлось остановить реакторы из соображений безопасности, вынуждает Японию увеличить импорт нефти. А сибирская нефть — вот она, рядом. Только денег дай — и так и захлещет прямиком в Японское море. Ну, как тут можно отказать столь любимому нами другому восточному соседу, с которым, кстати, мы все еще находимся в состоянии как бы войны?

Wall Street Journal полагает, что правительство России может одобрить "двуглавый" проект уже на своем заседании в этот четверг. Хотя и это еще не означает окончательного решения. Его можно будет принимать только после получения результатов дальнейшей разведки новых запасов нефти в Восточной Сибири. Предполагается, что именно нефть новых месторождений в перспективе должна пойти по обоим нефтепроводам.

Другой вопрос, что строительство самих нефтепроводов займет не год и не два. Сегодня, согласно российской традиции, можно обещать, все, что угодно, и кому угодно. Самое главное, что нефтепровод или нефтепроводы будут построены, узкое место (Азиатско-Тихоокеанский рынок) в российском нефтеэкспорте будет ликвидировано. А дальше, как говориться, налетай — хоть Япония, хоть Китай.

Как отмечает Wall Street Journal, несмотря на то, что частные компании сегодня предлагают миллиардные инвестиции в строительство нефтепроводов, российское правительство предпочитает сохранить полный контроль над нефтеэкспортной инфраструктурой. А в такой ситуации, конечно же, проще занять денег у иностранного государства, или, на худой конец, экспроприировать их тем или иным путем у собственных олигархов. С кем и о чем там договариваются главы частных нефтяных компаний, вполне не обязательно замечать. В конце концов, это их "частное" дело. А не государственное.

Обсудить