Багдад: иракская семья накануне войны

Иракские семьи делают дополнительные продовольственные запасы на случай войны с США

Она собиралась закончить свою картину еще три недели назад: голубь мира и голубой купол мечети на ярко-красном фоне. Однако вести о надвигающейся войне не питают вдохновения Сельмы Аль-Аллака. Трудно творить под дулом пистолета.

"Что-то я здесь уже утратила", — говорит госпожа Аллак, показывая на свою голову. Она просматривает свои последние работы.

"Внешне мы выглядим сильными, хотя внутри у нас прячется страх, — говорит муж госпожи Аль-Аллак, Моайад Аль-Хайдари. Он тоже художник. — Постоянно эти репортажи, от которых не отгородиться".

Действительно, трудно сохранить присутствие духа, желание жить и трудиться, когда вот-вот начнется война, причем, как обещают американцы, куда более тяжелая, чем прошлая война в Заливе.

Хайдари принадлежат к среднему классу. Все четверо (в семье еще двое сыновей) образованны и эрудированны, прекрасно говорят по-английски. Работы художников выставлялись в Европе, среди их друзей много американцев, в основном из тех, что живут в Ираке.

"Беда в том, что не ясно, какой у них план, — говорит господин Хайдари. Он человек сугубо мирный, всю жизнь занимается росписью по ткани и каллиграфией. — Будут ли бомбить нашу улицу? Приедет ли сюда американское командование? А может, иракцы будут сражаться с американцами прямо перед воротами моего дома? Все это вполне реально. Но мы ничего не можем сделать", — говорит Хайдари. Его вполне можно принять за американца или европейца: очки, аккуратные седеющие усы. -"Это у американцев такое психологическое оружие: вот уже несколько лет ведут разговоры о войне".

Как и большинство иракцев, семья Хайдари гордится своей страной, ее древней историей. Но их слишком утомили событие последних 20 лет: две войны и почти 13 лет экономических санкций заметно истощили ресурсы страны. Сейчас семья запасается водой, свечами, рисом, маслом и сахаром. На этой неделе иракцам выдали продовольствие уже за июнь и июль: в случае войны может начаться голод.

У некоторых соседей есть собственные огороды. Многие достают старые велосипеды, которыми не пользовались еще с той войны: могут отключить телефон, электричество.

"Все мои сокурсники очень напуганы, ведь они помнят прошлую войну", — говорит сын Хайдари Набиль, студент второго курса Багдадского университета. Он начал изучение трех новых предметов, однако удастся ли пройти весь курс? Его брат Хачем, студент пятого курса фармацевтического колледжа, тоже весьма обеспокоен предстоящей войной. Хотя никаких особых приготовлений на случай войны, по словам молодых людей, в учебных заведениях Багдада не наблюдается.

"Мы не знаем, чего ждать. Это-то нас и пугает", — говорит Аллак. Ребята еще помнят, где они прятались во время бомбежек в 1991 году — в глубине дома, рядом с кухней. На 11 дней семья уезжала из города, а потом вернулась. Каждую ночь родители сидели на матрасах, прямо на полу, обнимали своих детей, пытаясь защитить их.

Взрывы были, как настоящее землетрясение. Почти все стекла из окон повыпали. Бомбы взрывались по соседству, на рынке. Снаружи дом пострадал, пришлось пристраивать к нему дополнительную колонну для поддержания стены. Однажды, по словам членов семьи, даже шел черный дождь. А ведь в эту войну бомбардировки будут в 100 раз интенсивнее.
"Нельзя думать только о нефти и порохе, — говорит господин Хайдари. — Подумайте о нашей цивилизации, о живых людях. Ведь лучший способ выиграть войну — это предотвратить ее".

"Когда я видела по телевизору все эти толпы демонстрантов по всему миру, — говорит Сельма, при этом у нее на глазах наворачиваются слезы, — я чувствовала, что люди за нас. Но остановить войну? Вряд ли это им удастся. Ведь она — часть большого плана".

"Вы, наверняка, увидите "черные пятна" на лице Ирака. Но если посмотреть вглубь, вы обнаружите настоящее сокровище — людей. В нашей стране многое изменилось за последние 20 лет, но наши корни по-прежнему чисты", — замечает господин Хайдари.

Есть одна небольшая история у этой иракской семьи, которая придает им надежды. Ведь не только по военным планам американского правительства можно судить об американцах. Года два назад Аллак нашел в багдадском музее фотографии сумочку молодой американки, полную денег.

Собственность была возвращена владелице. Так завязалась их дружба. Семья по-прежнему поддерживает отношения с этой девушкой. Недавно они получили письмо по электронной почте: американка сообщала, что в прошлые выходные она тоже была в толпе демонстрантов, двигавшейся по улицам Сан-Франциско.

Скотт Петерсон
Christian Science Monitor

Фотография: Christian Science Monitor

Данный комментарий публикуется в рамках договоренности о сотрудничестве между компаниями "ПРАВДА.Ру" и Christian Science Monitor

Сокращенный перевод с английского Веры Соловьевой

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *