Храните деньги в Сберегательном банке! Там от них никакого толка

На "беспредел" вкладчиков правительство хо чет ответить "беспределом" банков?
Правительство и Центробанк РФ сломали много копий, пытаясь вынудить российские банки хоть как-то гарантировать вклады населения. Вроде бы дело выгорело, хоть и с такими уступками, что надеяться на лавинообразное увеличение вкладов в банки явно не приходится. Однако российские банкиры все это время не уставали внушать власти мысль о том, что и сами банки следует защитить от беспредела вкладчиков. И, похоже, российские банкиры преуспели.

Судя по всему, идея вызвала живой отклик и сочувствие в коридорах Минфина. По крайней мере, в этом ведомстве не просто горячо обсуждают идею запрета на досрочное изъятие вкладов — она уже воплотилась во вполне серьезные документы. По крайней мере, по сообщениям российских СМИ, соответствующие пункты внесены в проект уточненной "Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на 2003 год и на период до 2007 года". Как говорится, вот тебе бабушка и Юрьев день! Крепостное право в исполнении российской банковской системы.

Идея запретить досрочный отзыв вкладов россиян отнюдь не нова. Пик ее популярности пришелся на кризис 1998 года. Тогда, как известно, миллионы российских вкладчиков бросились изымать свои вклады, и за какую-то неделю фактически обанкротили самые крупные и надежные банки страны. Тогда глава разорившегося (но и разорившего собственных вкладчиков) банка "СБС-Агро" Александр Смоленский обвинил власти в стратегической ошибке. В частности, он имел в виду статью Гражданского кодекса, разрешающую досрочный отзыв вкладов.

С тех пор банкиры России неоднократно пытались протолкнуть идею запрета на досрочное изъятие вкладов через бывшего зампреда Центробанка Виктора Геращенко, не раз выступавшего в защиту банков от вкладчиков. Однако по политическим мотивам Геращенко пал. И, очевидно, только сейчас вновь возникла реальная возможность добиться от государства защиты от зверств неуправляемых вкладчиков.

Однако, российские чиновники, в основной своей массе — народ обстоятельный и упертый. Раз в принципе идея пришлась по душе, то почему бы не довести ее до крайности? По мысли правительственных финансистов, новый вид договора банковского вклада должен давать возможность досрочного изъятия "только в случаях, прямо оговоренных в таком договоре". И все. А статья 9.3 проекта предусматривает взимание с вкладчиков "значительных штрафов за досрочное изъятие".

Спрашивается, где банкам найти таких дураков, чтобы соглашались вверить ему свои "нажитые непосильным трудом" сбережения на таких кабальных условиях? ИМ это притом, что жизнь, как водится, способна преподнести неприятный сюрприз в самый неподходящий момент. А если пожар? А если соседи сверху по-пьяни залили вашу квартиру по самые подоконники? В конце концов, в жизни случаются негаданные травмы и автомобильные аварии. Однако банковский клерк только помашет перед вашим носом копией неосторожно заключенного договора. И еще возьмет за это денег. Так-то вот!

Однако российский чиновник не так-то прост. В Минфине, по привычке считая всех людей глупее, чем они есть на самом деле, свою инициативу объясняют исключительно заботой о вкладчиках и... необходимостью укрепления ресурсной базы банков. Интересненько.

Разумеется, поясняют в финансовом ведомстве, бессрочные вклады и срочные депозиты с правом изъятия никто отменять не собирается. Еще бы — такое опрометчивое решение вполне способно в одночасье увеличить потенциальный электорат КПРФ вдвое, если не втрое. Зато, подмигивают чиновники, у новых вкладов с ограничением изъятия будет более высокий процент. В конце концов, у вкладчика существует возможность выбора. И здесь и в правду сложно что-нибудь возразить. Хотя понятно, что потенциальный вкладчик, сегодня суматошно мечущийся между долларом и евро, при ограничении его свободы на досрочное изъятие вклада, уж точно склонит свои симпатии в пользу крепчающей европейской валюты. И никаким чертом его в банк не затащишь.

Чиновники Минфина пытаются убеждать своих оппонентов на цивилизованном языке экономически развитых стран Запада, забывая при этом, что Россия — это страна теневой экономики, скрытых доходов, расходов и сбережений. И до евро-американской прозрачности нам — как папуасам до двигателя внутреннего сгорания. И, если банкирам удастся убедить вкладчиков заключать новые договоры, то они получат не только "длинные" деньги, но и прогнозируемую ситуацию, разъясняют сторонники ограничений.

Но какое, спрашивается, дело простому российскому вкладчику до проблем какого-то банкира, разъезжающего на джипе и каждые выходные улетающего в развитую и просвещенную Европу покататься на горных лыжах? Это же два мира, и, соответственно, два Шапиро. Какое дело россиянину до финансовой стабильности, которой так жаждут российские банкиры? Да никакого. Десятилетием экономический реформ россиянин уже приучен заботиться лишь о совем кармане, и плевать на все остальное. Но, собственно, разве не этого добивались отцы либеральных реформ в России? Так что кушайте, господа. И не морщитесь.

Поэтому-то банкиры и поддерживают столь горячо якобы случайную "инициативу" Минфина, а население знай себе чешет репу и поминает "какую-то мать". Только вот вкладчиков банкирам придется убеждать самостоятельно. И над этой непосильной задачей, надо полагать надорвутся и пресс-службы банков и нанятые для пропаганды пи-ар агентства. Дураков не найти. Все теперь умными стали.