Их тьмы, и тьмы, и тьмы...

Правительство и работодатели заинтересованы в увеличении трудовой миграции
Правительство России что-то в последнее время чересчур довольно своей деятельностью. И начальник правительства Михаил Касьянов также весьма одобряет и признает успехи своей команды. И такое самодовольство можно было бы понять, если бы уровень жизни в стране равнялся бы хотя бы уровню жизни в Германии или Франции. Но когда тот же государственный Госкомстат озвучивает количество россиян, живущих за чертой бедности (нашей чертой, и без того донельзя заниженной), понимаешь, что все не так безоблачно. Когда общее количество совершаемых преступлений и безработных путем чиновничьих уловок в официальных отчетах искусственно снижается до каких-то незначительных цифр, когда, наконец, цены на все про все начинают приближаться к среднеевропейским, а реальные доходы населения никак не могут вернуться даже на дореформенный уровень времен распада СССР, то становится как-то не по себе. Когда даже из официальной статистики можно понять, что значительная часть населения России существует в условиях нищеты и отсутствия нормальных возможностей прокормить семью и вырастить здоровое подрастающее поколение, это не кажется нормальным и удовлетворительным. И начинает складываться стойкое впечатление, что народ России и правительство России существуют в двух совершенно разных государствах. А такое положение вещей (и, соответственно, деятельность правительства, которую вся совокупная масса россиян оплачивает из своего собственного дырявого кармана), согласитесь, трудно признать даже мало-мальски удовлетворительным. В чьих же интересах действует российское национальное правительство?

На сегодняшнем заседании правительства Михаил Касьянов отметил всю важность регулирования рынка труда в стране и даже обнаружил заметные успехи на этом поприще. По его словам, за последние годы России удалось существенно сократить уровень безработицы. Так, в 1999 году число безработных в России достигало 13% экономически активного населения, а сегодня этот показатель чуть превышает 8%.

Но в этом феномене нет ничего необычного. А в уменьшении процента официально зарегистрированных безработных, очевидно, нет каких-то особых заслуг правительства. Просто после кризиса 1998 года, когда российский бизнес перепугался за свои собственные кошельки, в стране на какое-то время возникла "мертвая зона" на рынке труда. И легальный, и теневой бизнес с перепугу свернул свою деятельность, перевел средства в "ликвидные" активы (валюта, золото, недвижимость и др.) и залег на дно. И выяснилось, что если раньше людям удавалось перебиваться и держаться на плаву, благодаря занятости в так называемом теневом секторе, то теперь оказалось, что деньги в этом секторе почти не обращаются, и заработать невозможно. Перепуганные "трудовые ресурсы" со всех ног бросились на биржи труда и в государственные центры занятости. Когда же легально-теневые рынки вновь стали возобновлять свою деятельность, сотни тысяч фактических безработных снова занялись "подработками". И статистика постепенно стала улучшаться. Вот и весь нехитрый секрет.

Более того (уж поверьте бывшему чиновнику Министерства труда и социального развития Российской Федерации) вся государственная система работы с безработными "заточена" под то, чтобы оставшийся без работы человек второй раз в госслужбы не обращался. Поэтому тому же Минтруду и приходится сегодня давать разные цифры безработицы в стране — по государственным методикам расчета и по методике Международной организации труда (МОТ). И цифры эти различаются в разы.

Глава правительства, конечно же, об этом не может не знать. Однако любой политик всеми способами избегает необходимости публично озвучивать "неприятную правду". И в этом сущность политики. Хорошо уже, что премьер обращает внимание на такую проблему как необходимость регулирования рынка труда. Ускорение темпов экономического роста, заявил на заседании правительства Михаил Касьянов, требует серьезного реформирования многих секторов промышленности, а это, в свою очередь, не может не сказаться на рынке труда. Поэтому регулирование рынка труда — это неотъемлемая часть новой среднесрочной программы правительства. И обсуждать ее правительство будет как раз на следующем своем заседании через неделю.

Однако недоумение вызывает подход премьера, а соответственно и правительства к этой проблеме. Существенным фактором влияния на рынок труда являются и новые принципы миграционной политики, утверждает премьер. В этом отношении наиболее уязвимыми являются южные регионы страны, где уровень безработицы наиболее высок.

Глава правительства сообщил также, что в кабинет министров постоянно поступают жалобы и упреки из регионов о том, что политика подготовки профессиональных кадров не соответствует тенденциям развития экономики и отраслей промышленности. До 40% выпускников образовательных учреждений сегодня не находят себе применения, тогда как в других отраслях ощущается острый дефицит кадров, признал Михаил Касьянов. И это не удивительно. Молодежь стремится получить те профессии, которые сулят ей достойные доходы и достойный уровень жизни. Но только спрос на такие профессии в нашей стране крайне ограничен. И, наверняка, еще многие годы существенно не увеличится. И, естественно, больше преимуществ будет у претендентов с дипломами иностранных высших учебных заведений. К тому же в российских корпорациях мода на нанятых иностранных менеджеров продолжает стремительно расти.

Причем иностранцы, работающие сегодня в России, — это уже большая общероссийская проблема. Но, тем не менее, в правительстве рассчитывают оптимизировать рынок труда именно с помощью трудовой миграции. А она, эта миграция уже во всю присутствует. И эти иностранцы уже оказывают огромное влияние на рынок труда и на ценообразование на нем.

Большинство из них — это граждане бывших республик СССР. Но не только. И в Россию их толкнула разруха и массовая безработица на родине. Это именно эти украинцы, молдаване, азербайджанцы и таджики, которых иногда мимолетом некоторые представители власти обещают отправить обратно под конвоем с собаками. Но почему-то не осуществляют свои намерения. А тем временем миллионы иностранцев-нелегалов соглашаются в России на любую работу, с любой оплатой. Строить дома за 100 долларов в месяц, не зная толком русского языка работать паспортистами, врачами в районных поликлиниках, дворниками, нефтяниками на Крайнем Севере и т. д.

За такую оплату большинство россиян работать отказываются. Однако работодатели не переживают, не думают, как бы предложить потенциальным работникам более привлекательные условия труда. Зачем? Ведь иностранцы-нелегалы на все согласны. И, конечно, они согласны — им нужно закрепиться, чтобы потом перетащить в "хлебные места" всех родственников. А граждане своей страны пьют горькую, инженеры и учителя торгуют на рынках китайским барахлом и абхазскими мандаринами. Может быть, такое положение вещей тоже следовало бы записать в актив правительства?

Не секрет, что гастарбайтеры в России живут хорошо организованными общинами и плотно контактируют с коррумпированными представителями власти, обеспечивающими их крышей. Без всякого на то законного основания. Не секрет, что эти хорошо организованные общины очень тесно переплетены с этническими преступными группировками. И МВД РФ вынуждено признавать, что большая часть преступлений совершается гастролерами — гражданами других стран. Да только при попустительстве мелких чиновников эти гастролеры уже давным-давно обосновались в России. И дети их, без сомнения, уже будут россияне.

Это они готовы жить по 10-15 человек в одной комнате. Это они приезжают в Россию и на деньги из "общака", собранного всем родом, покупают по нереально высоким ценам дома и квартиры в еще не построенных домах. Но эти затраты окупятся. Потому что, так или иначе, каждый гастарбайтер участвует в теневой экономике и нелегальном, часто криминальном бизнесе своих сородичей. Они согласны работать за 2000 рублей, потому что зарабатывают не на этом, и живут не на это.

Правительство не может этого не знать, но российские работодатели крайне заинтересованы в нелегальной рабочей силе, за которую они фактически не отвечают, за которую не платят государству никаких социальных платежей. Более того, если бы гастарбайтеры вдруг неожиданно все до одного исчезли, это могло бы обернуться кризисом похлеще, чем кризис 1998 года. Многие отрасли экономики, скорее всего, надолго бы застопорились. А это ухудшило бы экономические показатели, и тогда оказалось бы, что правительство не за что хвалить. Такая вот взаимосвязь вещей в природе. Хотя вполне логично было бы создать на рынке труда максимально комфортные условия для граждансобственной страны. А вот все ну авбсолютно невостребованное как раз оставить для тех, кто по тем или иным причинам решил поискать счастья на чужбине — то есть в России.

Между тем, нельзя сказать, чтобы власти совсем махнули рукой на нашествие нелегалов-иностранцев. Не в последней мере возрастанию озабоченности этой проблемой способствует усилившаяся угроза террактов в стране. Но предпринимаемые попытки явно носят какой-то неуверенный, половинчатый характер. И этому, как оказывается, существует вполне разумное объяснение.

Так, министр труда и социального развития РФ Александр Починок сегодня объявил, что сроки выдачи миграционных карточек иностранцам, работающим в России, будут продлены. Он напомнил, что ранее предполагалось завершить процесс выдачи карточек к 15 февраля текущего года. Однако на сегодняшний день этих карточек выдано очень мало (что совершенно не удивительно — зарегистрированный гастарбайтер уже не так выгоден работодателю), и поэтому сроки планируется продлить как минимум до мая.

Александр Починок также не первый день в политике. И он вполне ответственно подчеркнул, что российские власти отнюдь не пытаются ущемить иностранцев в правах (ущемлять же в правах своих собственных граждан — это, похоже, у российской власти в крови), а лишь стараются заставить работодателей перечислять все необходимые налоги, оплачивать иностранным рабочим больничные, перечислять их накопления в пенсионную систему. Но, понятно, что от этого не меняется суть дела — легализованные и зарегистрированные иностранные "трудовые ресурсы" по чисто объективным причинам все равно отнимают рабочие места у граждан РФ.

Более того, Александр Починок не стал скрывать "неприглядную правду". По его словам, каких-либо административных мер воздействия на работодателей, у которых трудятся иностранцы без карточек, не предусмотрено. "В тюрьму сажать не будут", — признал он. Вместе с тем предполагаемые экономические меры воздействия, по его мнению, должны оказаться куда более эффективными. Если обнаружится, что у работодателя трудятся иностранцы без специальных карточек, тому придется уплатить недоплаченные налоги с доходов физических лиц, единый социальный налог, отчисления вПенсионный фонд, штраф за неуплату налогов, штраф за непредоставление отчетности, пени за несвоевременную уплату.

"Если работодатель намерен продолжать работать, ему выгоднее зарегистрировать своих иностранных рабочих, иначе ему грозит банкротство", — сказал министр. Но Александр Починок живет в России и не может не знать, что у нас обо всем можно "договориться". Поэтому и эффективные меры экономического воздействия на работодателей отнюдь не столь эффективны, как того хотелось бы правительству.

Александр Починок признал также, что сегодня властям неизвестно, сколько иностранцев работает в России. По его оценке, это может быть порядка 2,2 миллионов человек. Но, тем не менее, российские власти сейчас рассматривают вопрос об упрощении условий выдачи миграционных карт для граждан Белоруссии и стран-членов ЕврАзЭС. И значит, засилье иностранной рабочей силы на российском рынке труда будет продолжаться.

Для справки. Для получения статуса безработного россиянину достаточно представить в ближайшее управление труда и занятости паспорт и трудовую книжку с отметкой об увольнении. Причина увольнения значения не имеет — хоть по собственному желанию. В течение 10 дней вам должны предложить минимум две вакансии, соответствующие специальности и квалификации с окладом не меньшим, чем вы получали на последнем месте работы. Если таких вакансий нет или работодателей ваша кандидатура не устроила, вы получаете право на пособие.

Чтобы получать пособие в течение года, необходим общий трудовой стаж для женщин — 20 лет, а для мужчин — 25. Каждый год сверх этого срока дает право еще на две дополнительные недели. Размер пособия определяется исключительно легальным (через кассу) заработком на последнем месте работы. Первые три месяца человек получает 75% от этой суммы, следующие четыре — 60%, в дальнейшем — 45%. Получать пособие больше года нельзя.

О том же читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/news/russia/21779-n/

Последние материалы