Неприкосновенная модель

Правительство настроено демонстрировать свою готовность по первому же требованию
Депутаты Госдумы затребовали к себе "на ковер" премьер-министра Михаила Касьянова в разгар массовых аварий системы теплоснабжения, происшедших во время рекордных морозов и в самых разных уголках страны. Премьер-министр сослался на чрезмерную загруженность и пообещал прийти 12 февраля. Поэтому по горячим следам объясняться к депутатам прибыли подчиненные главы правительства. За это время гнев депутатов несколько поутих, однако в ситуацию вмешались новые дополнительные обстоятельства.

Напомним, что в конце прошлого года депутаты Госдумы сумели внести поправки в закон о регулировании тарифов естественных монополий принципиальные изменения. Согласно обновленному закону, монополии могут менять тарифы только один раз в год (перед утверждением парламентом бюджета на следующий год), да и то в рамках, установленных решением местной исполнительной власти. Но только успели депутаты толком отпраздновать своею победу над алчностью монополистов, как выяснилось, что монополиям на депутатские поправки плевать с "высокой колокольни".

Региональные энергетические компании некоторых регионов России (в том числе и "Мосэнерго") заявили, что для нормального функционирования им срочно необходимо повысить тарифы на энергию. При этом такого рода требования горячо поддержали региональные энергетические комиссии (РЭКи), не побоявшиеся вступить в конфликт с региональной исполнительной властью. К примеру, то же "Мосэнерго" (с полного одобрения московской РЭК) затребовало повысить тарифы как минимум на 30%. В то время как правительство Москвы и Мосгордума определили предельную планку повышения в 15%.

Так что к моменту появления на подиуме парламента Михаила Касьянова у депутатов созрело новое предложение — принять специальное постановление Госдумы, обязующее местные власти немедленно понизить незаконно повышенные тарифы. Однако премьер, похоже, сумел навязать депутатам свой подход к проблеме.

Во-первых, Михаил Касьянов поспешил заверить парламентариев в том, что правительство поддерживает депутатские поправки к пакету законопроектов по реформе электроэнергетики. И правильно, что эти поправки усиливают ответственность правительства за проведение реформы в отрасли. Касьянов просто-таки попросил депутатов принять законопроекты именно с этими поправками. Понятно, что после такого захода главному оппоненту правительственного варианта энергореформы, руководителю фракции "Отечество — Вся Россия" Вячеславу Володину крыть оказалось нечем.

Во-вторых, глава правительства еще раз напомнил депутатам, что "реформу нужно обязательно срочно запускать активным образом". Однако, по его словам, проблема заключается совершенно в другом. "Знаем ли мы точно все моменты, нюансы, все взаимопереплетения, которые нас ждут на пути реформирования электроэнергетики — российской электроэнергетики, несравнимой ни с одной любой другой электроэнергетикой в мире?", — спросил он переполненный зал. И сам же ответил на свой риторический вопрос: "Нет таких аналогов". А раз так, подчеркнул он, "мы согласны с предложением о том, чтобы часть будущих решений по реформированию электроэнергетики была возложена на правительство".

Другой вопрос, что правительство будет принимать решения по реформе только тогда, когда будет уверено, что запуск рынка в отдельном регионе, в части регионов, в группе регионов или во всей стране не приведет к росту тарифов и социальному всплеску. Михаил Касьянов заявил, что "в этой конструкции мы (то есть правительство РФ) готовы нести ответственность, потому что мы сможем отвечать конкретными механизмами". А уж о том, чтобы правительству советоваться с депутатами по поводу каждой мелочи, по словам премьера, и сомневаться не стоит. И Михаил Касьянов пообещал депутатам демонстрировать готовность правительства по применению в жизнь тех или иных этапов реформ сразу же, как только в этом возникнет необходимость. Сообщают РИА "Новости".

И вот таким образом потешив самолюбие депутатского корпуса, глава правительства подошел к главному. Рубанул, так сказать, с плеча. Мол, принятие постановления Госдумы о необходимости снижения тарифов на электроэнергию в регионах — дело совершенно нецелесообразное. "Это не совсем разумная мера", — заявил Михаил Касьянов. Тем более что подобное решение Госдумы совершенно невыполнимо на практике. А если вдруг, каким-то чудесным образом (к примеру, путем запроса в Конституционный суд РФ) такое постановление удастся исполнить, то вот тут-то и случиться самое страшное. "Это нарушит экономическую модель установления тарифов в регионах, существующую сегодня", — сказал премьер. А ведь модель-то разрушать нельзя. Можно только подправить.

Таким образом, глава правительства РФ вольно или невольно подтвердил, что абстрактная нынешняя модель экономических процессов для правительства, безусловно, важнее, чем судьбы и жизнь сотен тысяч, если не миллионов россиян, которые могут оказаться не в состоянии оплачивать новый уровень тарифов за газ, свет, электричество и тепло. А, как известно, по законам рыночной экономики, неплатежеспособные клиенты должны просто уступить место каким-то другим клиентам, которые в состоянии заплатить. Какие это будут клиенты — торговцы наркотиками или контрафактным товаром из бывших республик СССР, платежеспособные граждане Китая и других иностранных государств, чеченские боевики со своими кровавыми долларами США или (спаси, Господи!) саудовские ваххабиты-соратники Бен Ладена — с точки зрения законов рыночной экономики совершенно неважно. Важно одно — чтобы платили живыми деньгами. Странно даже думать, что была надежда, что год предстоящих парламентских выборов депутаты смогут "проглотить" столь циничную декларацию.

А между тем, прецедент получается довольно опасный. Потому что местные монополии и солидарные с ними тарифные комиссии по сути дела как бы получили от главы правительства индульгенцию на нарушение федеральных законов. И очевидно, что многие не преминут таким поворотом событий воспользоваться. И на наш взгляд, Конституционному суду РФ следовало бы всем этим заинтересоваться и рассмотреть с точки зрения соответствия таких шагов российским законам и Конституции.

Честное слово, лучше бы правительство просто не позволило бы депутатам вносить в закон такие поправки. В конце концов, любой закон можно затормозить на уровне Совета Федерации, да и право вето президента РФ в некоторых случаях может сыграть вполне прогрессивную роль. Это было бы лучше и честнее по отношению к собственному народу, чем позволить изменить закон, а затем цинично разъяснить парламенту, что его поправки яйца выеденного не стоят, и вообще-то угрожают неприкосновенности принципов реформ и сложившейся экономической модели страны.

В то же время, Михаил Касьянов пилюлю подсластил, пообещав депутатам, что правительство обязательно примет решения, которые прекратят неконтролируемый рост тарифов в электроэнергетике и ЖКХ и обеспечат стабильность в этих секторах на период реформ. "Правительство готово предпринять любые меры по предотвращению роста тарифов, но только в рамках, установленных законодательством", — пообещал глава правительства. Но в чем эти меры будут заключаться, уточнять не стал.

И, наверное зря. Депутаты, надо полагать, склерозом не страдают и о предстоящих выборах помнят. Госдума в итоге-таки выразила недоверие Федеральной энергетической комиссии (ФЭК). Формулировка следущая: в связи "с грубым нарушением порядка установления тарифов на электроэнергию на конечных потребителей на 2003 год". Как передает РИА "Новости", депутаты единогласно приняли соответствующее постановление, инициированное четырьями центристскими объединениями. За это решение проголосовало 389 депутатов. Похоже, теперь нечем крыть премьеру Касьянову.