Псевдолиберализму нет места в учебниках истории

Минобразование знает, какую историю "впечатать" в память молодого поколения
Министерство образования РФ приняло решение о пересмотре всех учебников истории. Об этом, как передает корреспондент РИА "Новости", заявил министр образования Владимир Филиппов, выступая на открытии 12-х Международных Рождественских образовательных чтений в воскресенье в Государственном Кремлевском дворце.

По его словам, в соответствии с новыми стандартами, будет проводиться отбор учебников истории на конкурсной основе. В отобранных учебниках, заверил министр, "не будет места псевдолиберализму, направленному на искажение истории". Филиппов сообщил также, что министерство образования внесло в правительство РФ предложения о необходимости разработать общеобразовательные (а не только ведомственные) программы воспитания детей.

Филиппов затронул также вопрос о введении школьной формы. По его мнению, этот вопрос должен решаться на уровне руководства школ. Однако, необходимо "избегать безнравственного соревнования в одежде", отметил министр.

Стоит отметить, что выступление Филиппова не стало неожиданным. Еще в декабре Президент России Владимир Путин направил в Российскую академию наук письмо с требованием до 1 февраля провести изучение учебников истории, которые используются по всей России. Предлогом для этого письма стали жалобы ветеранов второй мировой войны. Однако из неофициальных разговоров известно, что кремлевские чиновники возмущены конкретным учебником "Отечественная история двадцатого века".

Кремль постарался обставить пересмотр учебников истории как требование народа. Владимир Путин в своем письме пишет: "Я разделяю чувства и мнения ветеранов Великой Отечественной войны. Я предписываю в кратчайший срок пригласить ученых и историков для обсуждения ситуации с учебниками истории для средней школы. Результаты работы следует доложить к 1 февраля".

Учебник "Отечественная история двадцатого века" Игоря Долуцкого был запрещен в школах в ноябре постановлением Министерства образования. Около 20000 экземпляров этого учебника читали 16-17-летние школьники — восприимчивые будущие избиратели.

Скандал вокруг учебника по новейшей истории Игоря Долуцкого как в капле воды отразил проблемы учебного книгоиздательства. Корни зла — отсутствие у государства ценовой политики на рынке школьной литературы и безалаберность с грифами на учебниках. Представления о родной истории остаются в памяти большинства людей со школьных времен. Страсти, разгоревшиеся вокруг учебника Долуцкого, вполне объяснимы. Ведь речь идет о том, какую историю "впечатать" в память молодого поколения.

До середины 1970-х годов в школьных библиотеках не было учебников, родители ежегодно покупали их сами. Из школ было нечего изымать. Затем перешли на бесплатную раздачу книг, были созданы соответствующие фонды. Но никакого решения об изъятии не было даже в 1992 году. Наступил период, когда учить стало не по чему. Учителя брали из имеющихся книг какой-то фактаж, остальное им заменяла книга французского историка Николя Верта "История советского государства". Работали кто по Верту, кто по книжке Александра Ахиезера "Критика исторического опыта", кто по учебнику Игоря Ионова "Российская цивилизация". Страна переживала переходный период.

По мере того, как в школу стали поступать новые книги по истории, старые просто выкинули. Это произошло технически, торжественного акта изъятия не было. Попытка создать первый прецедент такого рода состоялась в 1997 году с учебником профессора Александра Кредера "Новейшая история, ХХ век". Депутаты Госдумы устроили соответствующие чтения. Лейтмотив их обвинений был таков — в книге искажена картина участия СССР в Великой Отечественной войне. В ней не было ничего ни про героев-панфиловцев, ни про Зою Космодемьянскую, зато целый параграф был посвящен боям союзников с Ромелем в Африке, событиям в Италии и на Балканах. Кредер резонно заметил, что это не учебник, посвященный истории России. Это то же самое, что вы берете учебник по русской литературе и не находите там Пушкина. После чего у депутатов пропал интерес и к Кредеру, и к его учебнику. Правда, автор, не выдержав свалившихся на него испытаний, через месяц умер.

Понимание нашими государственными мужами истории России укладывается в формулу шефа жандармов пушкинских времен Александра Бенкендорфа: "Прошлое России прекрасно, настоящее великолепно, а будущее — просто нет слов, чтобы описать". Примерно такие учебники истории хотело бы иметь министерство.

Не все учили историю по Долуцкому, были и другие книги, в частности довольно консервативные. Долуцкого сгубило то же, что в свое время вознесло его на гребень волны: по любому вопросу он приводил четыре-пять мнений. Этот псевдообъективизм был очень хорош в конце 1980-х годов, но совершенно не нужен в конце 1990-х, пишет "Столичная вечерняя газета".

О том же самом читайте на Английской версии:
https://english.pravda.ru/main/18/88/351/11904_history.html

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить