Семен Фарада: "Я не звезда, я – млечный путь"

Он играет на сцене театра, в кино, выступает на эстраде. Каждый день, а то по несколько раз в день он слышит наши аплодисменты. Он знает, что он любим, он привыкает к этой любви. И ему кажется, что так будет всегда. Семен Фарада всегда был известен всем, и всеми любим. Он удивительно сочетает в себе простоту инженера и изысканное актерство, искрометность реакции и детскую безалаберность.

К примеру, в спешке он вполне мог выехать на встречную полосу. Однажды я оказалась с ним в машине, когда он поехал не по своей полосе. Немедленно раздался свисток. Строгий гаишник менялся в лице по мере того, как мы к нему приближались. Гнев сменялся недоумением. Он не знал, как реагировать на то, что правила дорожного движения нарушил народный артист.

- Ну, сейчас мы получим, — вздохнула я.
- Спокойно! — скомандовал Семен Львович, тормозя перед гаишником и, не выходя из машины, крикнул:
- Эй, служивый! Я на Калифорнию правильно еду?

Дело было на Садовом кольце в Москве, стояла осень, и мы с Семеном Львовичем сочиняли книгу о его жизни. Гаишник долго смотрел нам вслед, пока мы, продолжая ехать по встречной полосе, не скрылись из вида. Можно отнести этот случай к типичной избалованности знаменитостей, "звездной болезни", но Фарада ей никогда не страдал. На моей памяти он всегда ездил на "Жигулях", причем таких раздолбанных, что и в страшном сне не приснятся.

- Вы же звезда! — как-то сказала я ему, — все "звезды" давно на мерседесы пересели, а вы на каком-то диком хламе народ распугиваете.
- Я не "звезда", — ответил артист. — Когда меня так называют, я всегда отвечаю, я вовсе не звезда, я — млечный путь. Эту фразу мы и выбрали для эпиграфа к нашей книге.

А потом случилось так, что умер Григорий Горин. Фарада Горина боготворил. Он боготворил его и как писателя, уверенно поставив его книги на одну полку с Бабелем. Боготворил и как сценариста, написавшего Фараде его "звездные" роли.

- А зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен.
Роли из фильмов Марка Захарова разошлись на цитаты, а лирическая белиберда, спетая дуэтом с Абдуловым — "Уно Моменто" стала классикой.
Нашу книгу мы так и назвали "Уно моменто!"

Григорий Горин успел написать к ней послесловие.

Когда-то в квартире Фарады было очень много народа. Этим народом были не только жена — блестящая актриса Таганки — Мария Полицеймако, и не только сын Миша — актер Центрального детского театра. Тут жил еще и попугай, который любил сидеть у Фарады на плече, выдергивая волоски из его далеко не пышной шевелюры. Здесь жил и пушистый кот, громадных размеров и овчарка Йорик. В квартире всегда говорили громко, громко мяукали и громко лаяли.

Теперь здесь тихо. Мария Витальевна после тяжелой операции. Миша на работе. Умерли попугай и кот. Не стало и бедного Йорика. В комнате с приспущенными шторами, чтобы свет не бил в глаза, в полной тишине болеет Фарада.

- Я долгоиграющий больной, — шутит он, еле выговаривая слова. — От такой болезни можно только умереть или выздороветь. А я продолжаю болеть. Наверное, я буду болеть всю жизнь.
- У вас есть цвет лица, — сообщаю я ему, не зная, что сказать.
- Да, — подхватывает Фарада, — это цвет белоснежной невинности.
Он пытается улыбнуться и вдруг начинает плакать. И снова в нем просыпается его детскость, кривятся губы, пытаясь сдерживать плач, но слезы продолжают капать на подушку. — Я никому не нужен, — шепчет он, — обо мне все забыли.

О Фараде забыли не все. О нем помнят зрители, которые пишут ему теплые письма, звонят, чтобы сказать: "Выздоравливайте!" Они рвутся ему помочь — деньгами, продуктами, фруктами, лекарствами и даже теплой одеждой. Рядом с ним — его близкие.

Актер не может не играть, он не может не сниматься в кино. Ему необходима сцена так, как обыкновенному человеку — свежий воздух. Потому что сцена для актера — его кислород, его способ существования. Иногда — единственный. У Фарады сейчас нет сцены.

Сын Миша устал. Теперь он работает один за всю семью. Раньше так работал сам Фарада.
- Когда папа заболел, я растерялся, — говорит Миша. — Я не знал, куда мне обращаться, чтобы ему помочь.

Помощь периодически приходила, она выручала и даже спасала. Но помощь не бывает бесконечной. У друзей заканчиваются возможности, у cответствующих организаций бывает, что нет таких статей бюджета, согласно которым они могли бы артисту помогать. И начинаются метания родственников по инстанциям, по известных людям, по организациям. На это требуются силы, время, нервы, терпение. А время торопит, подгоняет, а часы идут. И, кажется, что ничего невозможно изменить. Надежда сменяется усталостью, усталость отчаяньем, а болезнь делает свое дело, съедая драгоценное время.

Фараде помогли. Он получил путевку в правительственный санаторий в Барвихе, где всеми силами постарается поправить здоровье. Он обещал. Геннадий Хазанов с Инной Чуриковой объявили о своем намерении сыграть благотворительный спектакль, сбор от которого пойдет на лечение Семена Фарады.

И тут появляется мысль, а почему бы не создать единый Фонд и не обратиться в Министерство культуры, в Госкино, в Мэрию, к известным артистам, певцам и режиссерам, чтобы они в свою очередь обратились к театрам, концертным залам, кино- и телекомпаниям с просьбой, с призывом: отдать один день на благотворительность в пользу вышедших из строя актеров. Всего один день в году для театра или концертного зала — это капля в море. А если обратиться к кинопрокату, киностудиям?

И тогда актеры и их близкие не будут метаться по инстанциям с просьбами и письмами, порой в никуда. Они будут знать, что есть Фонд, куда постоянно стекаются средства, на которые актеры смогут получить необходимую материальную помощь, соизмеримую с реальной стоимостью медицинских услуг в России. А пока принято открывать благотворительные счета, на которые желающие помочь могут перечислять средства.

Фараде Семену Львовичу ЗАО 'Издательский дом 'Комсомольская правда' 40702810430020013761 в ОАО АКБ Росбанк дополнительный офис 'Волоколамское', г. Москва ИНН 7714037217 корсчет 30101810000000000256 БИК 044525256

Анна Евсеева

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *