Ужин отдай врагу: Стабилизационный фонд передадут Гринспену?

Непонятно почему, но все заработанное Россия продолжает отдавать США
Последняя гордость правительства РФ — Стабилизационный фонд — в последнее время стал предметом для нешуточного беспокойства. И действительно, какой толк, складывать лишние для экономики доходы в специальный фонд и номинировать его в долларах, когда доллар обесценивается и явно не собирается дорожать?

Дело в том, что размер Стабилизационного фонда превысил самые радужные прогнозы правительственных финансистов. На 1 февраля 2004 года там скопилось уже 106,3 млрд. Причем, если цены на нефть не упадут (а похоже в ближайшие полгода этого все-таки не случится), то деньги начнут накапливаться в Стабфонде еще быстрее.

При этом независимые эксперты не спешат разделить радость с правительственными финансистами. Судя по всему, в правительстве не относятся всерьез к перспективам евро и к укреплению рубля, и поэтому продолжают номинировать активы Стабфонда в долларах. Но доллар-то продолжает обесцениваться. И судя по последней встрече министров финансов стран Большой Семерки, наиболее развитые страны мира не намерены предпринимать никаких решительных усилий, чтобы падение курса американской валюты остановить. Так что, получается, что с какой скоростью российский Стабфонд наполняется в рублях, с такой же скоростью он и обесцен6ивается в долларах. В лучшем случае баланс нулевой, в худшем — отрицательный. Это мало походит на выдающееся достижение. Но финансовые ведомства России отчитываются как раз о небывалых достижениях.

Первый месяц этого года преподнес правительству сюрприз. Министерству по налогам и сборам, и Государственному таможенному комитету удалось не только выполнить январский план, но и перевыполнить его. Благодаря нечеловеческим усилиям сотрудников этих ведомств доходы государственной казны, по предварительной оценке Минфина РФ, достигли в январе 217 млрд. рублей, что на 6,4% выше запланированных объемов. Бюджет за первый месяц года был исполнен с рекордным профицитом — 55,46 млрд. рублей. Притом, что годовой план по профициту — 83,4 млрд. рублей. Таким образом, за первый же месяц года финансовые власти страны выполнили шестимесячный план.

Схоже обстоят дела и у "ударников" их Центробанка. На минувшей неделе глава ЦБ Сергей Игнатьев с плохо скрываемым воодушевлением доложил президенту России Владимиру Путину об очередном рекордном росте золотовалютных резервов — они составили 84,1 млрд. долларов. Таких резервов не было ни у царской России, ни у СССР. В общем, триумф и ликование. За какой-то месяц ЦБ собрал в "копилку Родины" еще 7 млрд. долларов. Причем у Банка России нет другого выхода, как повторять рекорды ежемесячно. Ведь курс доллара, несмотря на все усилия, падает. Значит, чтобы сдержать это падение ЦБ придется скупать все больше и больше долларов.

В правительстве РФ Стабфонд называют "фондом грядущих поколений". Туда должны стекаться все дополнительные доходы бюджета при мировой цене на нефть свыше 20 долларов за баррель. Сегодня на мировых рынках нефть ценится куда дороже. И баррель российской нефти Urals котируется примерно по 30 долларов за баррель. Естественно, что у правительства не возникает абсолютно никаких трудностей с наполнением "фонда будущих поколений". И, на первый взгляд, единственное, что членам правительства остается делать, это подбрасывать в воздух чепчики и кричать "ура". Если бы не одно "но".

Беспокойство финансовых экспертов насчет намерений правительства относительно Стабфонда сегодня явно переросло критический уровень. Критика Минфина и ЦБ раздается и справа, и слева. И не без повода. Чтобы общественность излишне не беспокоилась, правительство решило окончательно просветить всех интересующихся на предмет судьбы аккумулируемых в стабилизационном фонде денег. В феврале должно выйти постановление правительства РФ об инвестировании средств Стабилизационного фонда. Об этом сообщила в понедельник журналистам заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко. "Сейчас мы готовим документ об управлении средствами Стабфонда", — заявила высокопоставленная чиновница РИА "Новости".

По словам Татьяны Нестеренко, проект постановление предусматривает, что функции управления средствами фонда будут переданы Центробанку. "Центробанк будет выступать агентом, а поручения, куда инвестировать средства, будет давать правительство", — пояснила замминистра. И все, естественно, будет происходить строго по закону.

А по закону о бюджете РФ, напомнила чиновник Минфина, это значит — средства Стабилизационного фонда могут вкладываться только в первоклассные ценные бумаги. Однако, что такое "первоклассные" ценные бумаги? Это те самые бумаги, в которые российское правительство и ЦБ и раньше помещали практически все свои финансовые активы. Ибо самыми надежными бумагами в мире были и остаются государственные казначейские обязательства США, номинированные, естественно, в долларах. В них уже помещена львиная доля золотовалютных резервов Центробанка РФ. То есть, с одной стороны, наш золотовалютный резерв (главный финансовый актив страны) работает исключительно на экономику США, а с другой, этот самый резерв обесценивается вместе с долларом. Вот эту же "топку" правительство собирается поместить и средства стабилизационного фонда.

Создается впечатление, что у самых высокопоставленных российских правительственных чиновников наблюдается перманентное многолетнее "мгновенное помутнение рассудка". Причем, у всех вместе. Включая самых ответственных. Разве для того, президент велел премьеру и министру финансов создавать Стабфонд, чтобы спрятать его в бумагах американского казначейства? Или по каким-то причинам, которые не могут быть оглашены перед широкой общественностью, российское государство, как женщина легкого поведения, обязано все им заработанное отдавать американскому хозяину?

Между тем, несмотря на то, что цены сделок с американскими казначейскими обязательствами продолжают снижаться вместе с падением курса американского доллара, правительство России продолжает маниакально цепляться за американскую валюту. С одной стороны правительство призывает граждан РФ "поверить в рубль", но само при этом продолжает верить в доллар, вера в который, кстати, пошатнулась даже у весьма серьезных международных валютных игроков.

По данным Госкомстата, только в декабре прошлого года коммерческие банки продали на 1,72 млрд. наличных долларов меньше, чем приобрели. В декабре по сравнению с ноябрем спрос на американскую валюту упал почти в 4 раза. Легко понять почему — на сегодняшний день доллар в России котируется по минимальному уровню за последние три года. В России от доллара отказываются не только банки и физические лица, но и крупные промышленные структуры, предприятия сферы услуг, инвестиционные компании и компании, торгующие недвижимостью. Так, с 1 февраля этого года департамент инвестиционных программ строительства Москвы при расчете стоимости жилья перешел на рублевые цены. Уходит от доллара в расчетах за билеты и крупнейший авиаперевозчик страны "Аэрофлот". "Бегство от долларов" в России приобретает массовый характер. Но российская власть все равно продолжает рабски за доллар цепляться. Что бы это означало?

Как справедливо отмечают эксперты, по закону средства стабилизационного фонда "могут размещаться" в первоклассных иностранных ценных бумагах, но нигде в законе не написано, что они должны там размещаться. И вот эта тонкая грань между "могут" и "должны" определяется по сути дела правительством — то есть главой Минфина. И получается, что тому по каким-то причинам необходимо размещать российские активы в американских ГКО? Зачем?

Российские эксперты не раз предлагали Минфину более разумные способы использования средств Стабфонда. Например, пустить дополнительные доходы бюджета на замещение ранее запланированных внутренних и внешних займов и на досрочное погашение долгов. Об этом не раз говорил и советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов. Однако, судя по всему, у главы Минфина Андрея Кудрина свои виды на эти деньги. И в то время как бюджет лопается от излишних доходов, страна почему-то вновь собирается брать кредиты за границей, не оправившись и не расплатившись от "долгового безумия" времен правления Бориса Ельцина. Поистине, если Господь хочет наказать, то первым делом он лишает разума.