«Бес» газа

Эксклюзив "братства народов" окончательно уступил место прагматичному расчету?
Президент Белоруссии Александр Лукашенко сдался. На заседании белорусского правительства он объявил, что готов покупать у России газ "на условиях Путина". Кто бы сомневался, что этим все и закончится. Закономерный вопрос: зачем тогда было весь этот сыр-бор затевать?

Торг по поводу цен на российский газ для потребителей в Белоруссии идет уже не первый год. И в последние месяцы он приобрел поистине драматический характер. А вчера в 18:00 по московскому времени "Газпром" полностью прекратил подачу газа в проходящие по территории Белоруссии трубопроводы. И тому была вполне веская причина. Все контракты на поставку российского газа у белорусов закончились, и они стали "скачивать" не свой газ. В результате потребители газа в Европе — давние партнеры "Газпрома" не досчитались своих тысяч кубометров. Правда, когда газ перестал идти, они возмутились еще больше и стали грозить "Газпрому" и России" санкциями. Однако этого времени как раз хватило на то, чтобы Лукашенко "сломался".

Представил он свою капитуляцию в уникальной, свойственной только ему манере "площадного популиста". "Хочет Путин, чтобы мы платили эти деньги, то давайте соберем их (деньги) от лекарств чернобыльцев, от тех, кто гнил в окопах, — заявил Лукашенко в четверг на совещании с правительством. — Неужели мы не соберем эти 200 млн. долларов? Соберем и снимем эту проблему, и нами перестанут манипулировать и шантажировать".

"Я расцениваю это (прекращение поставок газа) как бездумный и безответственный шаг не только в отношении белорусского народа, но и тех стран, которые транзитом через Белоруссию получают российский газ, в том числе и в отношении населения, проживающего в Калининградской области", — подчеркнул белорусский президент.

По словам, Лукашенко "так Россия никогда не поступала ни с одним государством, которые годами берут газ и не платят за него. Мы же стопроцентно оплачиваем поставки российского газа".

Президент Белоруссии так же заметил, что "сейчас стало модно бороться с терроризмом", а действия России — "это акт терроризма на самом высоком уровне, когда в 20-градусный мороз страну и народ — не чужой народ, у половины которого в жилах течет русская кровь, лишают природного газа".

Правительство Белоруссии попыталось обойтись без обид и вообще без эмоций. Получилось не слишком. Так, Совет министров Белоруссии расценил действия "Газпрома" как откровенный шантаж и беспрецедентную форму давления на белорусский народ. По словам первого заместителя премьер-министра Белоруссии Владимира Семашко, прекращение поставок газа Белоруссия расценивает как нарушение в одностороннем порядке российской стороной действующего соглашения о создании равных условий в области ценовой политики, подписанного правительствами двух стран 12 апреля 2002г. Поскольку ни один из участников соглашения не уведомил о прекращении его действия, данный международный договор является действующим.

"В случае если Россия намерена выйти из этого соглашения, она должна соблюсти правовую процедуру и заранее нас уведомить", — заявил г-н Семашко. При этом первый вице-премьер так же подчеркнул, что белорусская сторона оставляет за собой право пересмотреть действие иных белорусско-российских договоренностей.

Слова высокопарные и понятные белорусскому народу. Но народ не хуже батьки Лукашенко и его министров понимает, за все в этой жизни приходится платить. И если платить нечем, то горе тебе. Тем более, что и "Газпром" и две частные российские компании, поставлявшие газ в Белоруссию, яснее ясного предупредили — прежние контракты закончились.

Президент Белоруссии пообещал "проинвентаризовать" все предыдущие договоренности с Россией и выдвинуть встречный список претензий. Но это не меняет сути дела. Без российского газа и без допуска белорусских товаров на российский рынок ни экономика Белоруссии, ни сама Белоруссия как государство не существуют. Поэтому Лукашенко и его правительству пора взглянуть правде в глаза и перестать обманывать своих соотечественников.

Действительно до сих пор Россия не предпринимала таких резких шагов. Однако попытка Украины присвоить не принадлежащий ей транзитный газ обернулась вынужденным согласием на создание газотранспортного консорциума. Торговля по этому вопросу продолжается, громкие заявления следуют одно за други, но "Газпром" контролирует движение своего газа в Евросоюз, а Украину никто не отключают от трубы. Тем не менее, трудно предположить, что думают на этот счет в Кремле?

Возможно, в год президентских выборов Украина также может оказаться без газа. Гарантий, что это не произойдет, нет. Ведь, как известно, независимость себе может позволить тот, кто аккуратно платит по счетам. А юлящих должников не любят нигде в мире.

Дело в том, что "Газпром" будет приватизирован. Рано или поздно. И к началу приватизации он должен быть инвестиционно привлекателен. Пока о такой привлекательности говорить не приходится. Пока бюджетные недоимки от "политических" поставок газа Белоруссии и др. бывшим республикам Советского Союза удается компенсировать от продажи в рыночные страны Европы. Однако финансовое положение "Газпрома" все равно вызывает у западных партнеров много вопросов. И понятно, что долго так продолжаться не может.

Следовательно, всем "эксклюзивным" покупателям российского газа (в перспективе — и внутрироссийским) придется покупать газ по коммерческим мировым ценам. Кто знает, что в свете таких перспектив для Москвы важнее: выборы на Украине, интеграция с братской Белоруссией и свехприбыльная продажа пакетов акций "Газпрома"? Пример РАО "ЕЭС России" показывает, что хорошо отреформированная монополия — куда лучший инструмент для политики.

Поэтому-то в высоких московских кабинетах и раздаются призывы — "никаких уступок Беларуси". Как заявил, экс-министр финансов РФ и член совет директоров "Газпрома" Борис Федоров, "улицы с односторонним движением не бывает. Президент Белоруссии Александр Лукашенко должен честно признаться России и белорусскому народу, нужна ли ему интеграция". Позицию г-на Федорова конкретизируют в Минэнерго РФ: вопрос с поставками газа в Белоруссию не будет решен, пока не решится другой вопрос — собственности белорусской газотранспортной компании "Белтрансгаз". Вот и все объяснения. Белоруссия будет иметь дешевый российский газ только тогда, когда "Газпром" будет полностью контролировать транспортировку своего товара основным потребителям — западноевропейским компаниям. И можно не сомневаться, что это не единственное условие.