Новая Столетняя война

Не будет преувеличением сказать, что президент Венесуэлы Уго Чавес — один из самых известных политиков Южно-Американского континента. Оценивать его деятельность на посту президента занятие неблагодарное, поскольку у Чавеса огромное число поклонников, и не меньшее число противников — как в самой Венесуэле, так и в соседних странах.
Однако одно несомненно — за года его правления Венесуэла стала страной, к мнению которой прислушиваются. Этому в немалой степени способствовали перемены в системе международных отношений. Чавес всегда был сторонником идеи "многополярного мира", и к тому же всегда резко выступал против взгляда на Латинскую Америку как на вотчину США. Критика американского внешнеполитического курса не могла не привести к значительному обострению отношений между Соединенными Штатами и Венесуэлой.
В 2002 году Чавес был отстранен от власти в результате переворота. Правда, всего на несколько дней — армия заговорщиков не поддержала и солдаты освободили свергнутого было президента. После триумфального возвращения в столицу, Чавес заявил, что американская администрация принимала самое активное участие в подготовке переворота. Вашингтон, разумеется, незамедлительно опроверг обвинения. Хотя ни для кого не является секретом, что лидеры оппозиции были частыми гостями в США. А в "Нью-Йорк Таймс" спустя несколько дней после событий в Венесуэле была опубликована статья, в которой прямо говорилось, что администрация Буша поддержала действия оппозиционеров во время переворота.
Список "прегрешений" Чавеса велик. Здесь и дружба с Фиделем Кастро, и связи с Ираном, КНДР, Ираком (когда у власти был Саддам Хусейн), и приверженность социализму (хотя, конечно, этот "социализм" скорее похож на государственный капитализм). И, наконец, нефть — самая, пожалуй, болезненная проблема в отношениях между двумя странами.
Чавес сделал все от него зависящее, чтобы цена на нефть была как можно более высокой. В этой связи интересно мнение Чавеса, которой он высказала в интервью французской газете "Фигаро". По словам венесуэльского президента, "он стал врагом для США в значительной степени из-за того, что Венесуэла воскресила ОПЕК, организовав саммит руководителей государств, входящих в эту организацию". Чавес не преминул отметить, что подобные мероприятия не проводились до этого в течение 25 лет. "В результате цена барреля пять лет назад не поднимавшаяся выше 10 долларов достигает сегодня справедливого, по моему мнению, уровня в 30 долларов", — заявил президент. Стоит заметить, что доля венесуэльской нефти составляет 15% всего американского импорта "черного золота". Если Венесуэла вдруг прекратит поставки нефти в США, то это будет весьма ощутимый удар по экономике Соединенных Штатов.
О том, что такой вариант развития событий вполне возможен, заявил сам Чавес. По его словам, "не будет никакой проблемы в том, чтобы найти новые рынки сбыта. Ими могут стать Китай, Европа и такие страны Латинской Америки, как Бразилия".
Чтобы не допустить столь мрачного развития событий, от Вашингтона требуется только одно — прекратить вмешательство во внутренние дела Венесуэлы, т.е. перестать поддерживать оппозицию, которая продолжает выводить на улицы крупнейших городов страны многотысячные демонстрации, участники которых требуют отставки Чавеса. В случае же, если дело дойдет до прямого вооруженного вмешательства США, президент заявил, что "у Венесуэлы достаточно союзников на континенте, чтобы начать столетнюю войну".
Разумеется, эти слова можно расценить как обычную демагогию. Но если уж говорить о демагогии, то и американские оппоненты могут потягаться с Чавесом на равных. В минувшую пятницу начальник Южного командования Соединенных Штатов генерал Джеймс Хилл заявил в Майами, что на острове Маргарита (принадлежащим Венесуэле), увеличилось число молодых иммигрантов-мусульман, что, по мнению генерала, свидетельствует об увеличении террористической активности в регионе. Теперь к списку "грехов" Чавеса добавилась еще и поддержка террористов... Оппозиция, кстати, уже неоднократно обвиняла президента в связях с исламскими фундаменталистами. А для Вашингтона, как известно, в настоящее время это наихудшее преступление...
Конечно, президент Чавес — политик крайне противоречивый. Но при нем Венесуэла хотя бы делает попытки проводить собственную, независимую политику. В результате оппозиция называет президента не иначе как "сумасшедшим", а в Вашингтоне его считают "диктатором". Правда, трудно объяснить, почему "сумасшедшего" так поддерживают жители соседних с Венесуэлой государств, а на митинги сторонников Чавеса собираются десятки, а то и сотни тысяч человек...

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *