Наперекор морской стихии: спасти, помочь, обезопасить…


MAY DAY! MAY DAY! — спасите наши души. Из какой-то точки Мирового океана в непредсказуемый час звучит этот тревожный позывной. Помогите! Помогите! Помогите! Услышат? Придут ли на помощь? ФРГ, Гамбург, 1979 год. Международная морская организация (ИМО) пригласила на конференцию представителей 50 стран. В результате была принята международная "Конвенция по поиску и спасанию на море".
Наше государство ратифицировало ее в 1988 году. Цель конвенции — создать глобальную систему поиска и спасания людей, терпящих бедствие. Для чего "покрыть" Мировой океан сетью поисково-спасательных районов, в которых государства берут ответственность за организацию поиска и спасания человека, независимо от его статуса и национальной принадлежности, оказавшегося в бедственном положении. Сегодня в стране действуют Государственный морской спасательно-координационный центр в Москве с функциями организации поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море у побережья России, координации действий МСКЦ, МСПЦ (подцентры) и спасательных служб, сил и средств министерств, ведомств России и иностранных государств. В самом западном регионе Морской спасательно-координационный центр подчинен и входит в структуру Морской администрации порта Калининград (МАП). Мой собеседник, начальник МСКЦ Виталий Иосифович Цыхоцкий, постоянно поглядывает через панорамное стекло, которое разделяет его кабинет с аппаратной, где работает дежурная смена спасательного центра. Бывший военно-морской офицер мягко улыбается на первый вопрос: "Поступил сигнал бедствия, ваши действия?".

- Есть такой анекдот. На учениях адмирал бросает фуражку на палубу и дает вводную матросу: "Горящий предмет, ваши действия?". Служивый пинком сшибает головной убор за борт. "Человек за бортом" - не раздумывая, чеканит старый морской волк. Спасательная операция должна быть организована также четко, как команда адмирала, но предшествует этому сложная кропотливая подготовительная работа, основанная на томах инструкций, соглашений, планов. Поэтому не спешите. Начнем издалека. На Балтике МСКЦ первоначально организовали в Санкт-Петербурге. Почти одновременно открылись подцентры в Таллинне, Риге и Клайпеде. После известных событий эта структура потребовала существенных изменений. В связи с увеличением интенсивности судоходства и удаленности от Санкт-Петербурга спасательный подцентр открылся в Калининграде (1997 год, в октябре 2001 года он получил статус центра). МСКЦ создает условия для выполнения положений международной "Конвенции по поиску и спасанию на море" (SAR-79), организует и координирует действия спасательных служб, служб и организаций как федеральных исполнительных органов, так и других форм собственности, иностранных государств при поиске и спасании на море. Через два года была введена всемирная система глобальной морской связи бедствия и безопасности (ГМССБ) для обеспечения безопасности мореплавания. К этому времени произошли изменения в международной конвенции. Повысилась роль и ответственность спасательно-координационных центров, которые начали нести круглосуточную вату.

-- Виталий Иосифович, пожалуйста, подробнее, как работает калининградский МСКЦ?

- Все внутренние инструкции, регламентирующие наши действия, согласованы и не противоречит международным документам. Выполнение поставленных задач по организации спасательных операций, поиск и спасание людей построены на принципе взаимодействия различных ведомств и судовладельцев. Все необходимые мероприятия подробно расписаны в "Бассейновом плане поиска и спасания МСКЦ Калининград", согласованном с его участниками. На внутренних водах вступает в силу план действий Главного управления ГО и ЧС. МСКЦ вооружен различными средствами связи. На мысе Таран расположена базовая станция морского района А1 УКВ с радиусом действия 26 миль. Морской район А2 мы прослушиваем на промежуточных и КВ волнах через радиоцентр морского рыбного порта в Исаково. Для определения принадлежности судна используем собственную базу данных, Интернет, регистрационные сведения радиостанций, поисковую систему "Виктория" транспортного ведомства торгового флота России. Рыбаки предоставили нам картотеку из 1800 судов рыбопромышленного флота. Наш координационно-спасательный центр оснащен аппаратурой спутниковой связи, радиостанциями промежуточных волн, УКВ и связи с летательными аппаратами, телефонами, телексом и факсом. Во время проведения спасательных операций весь радиообмен, телефонные переговоры и прямой обмен информацией между операторами дежурной смены записывается специальной аппаратурой.

-- Сколько икакие специалисты обслуживают эту сложную технику? Как ведется их подготовка и, как говорят, поддержание формы?

-- Кроме руководства центра в штате у нас четыре капитана — координатора, ведущий оператор и сменные операторы связи ГМССБ. Весь персонал прошел специальное обучение. Семь человек стажировались в Швеции. Используем для подготовки тренажерные центры БГА и Морского колледжа. В этих учебных заведениях учатся будущие моряки и идет переподготовка тех, кто связал свою жизнь с морем. В процессе занятий моряки рассаживаются по тренажерным кабинам — судам, и мы проводим маленькую учебную спасательную операцию. Принимаем участие и в учениях Балтийского флота, отрабатываем приемы спасания с использованием вертолетов. Уровень подготовки наших специалистов соответствует международным нормам. Все владеют английским языком. Главное для нас — услышать тревожный сигнал, сообщить, что мы его приняли, и организовать спасание терпящих бедствие на воде. Ответственность за проведение спасательной операции несет лично дежурный капитан-координатор. У нас очень большие полномочия. Например, мы имеем право использовать упрощенный допуск летательных аппаратов, спасательных судов в территориальные воды, порты и на аэродромы. Конечная цель спасательной операции — извлечь человека из условий, которые ему угрожают, оказать помощь, в том числе и медицинскую, и поместить его туда, где он будет вне опасности. Но иногда необходима консультационная помощь врача больному на судне в море. Обычно такие услуги оказывают через центр, в телефонном режиме, специалисты больницы рыбаков, других медучреждений.

- Валерий Иосифович, вы часто упоминаете шведских спасателей. У калининградского центра с ними какие-то особые отношения?

- Да. Помимо межправительственных соглашений, по поручению Министерства транспорта Морской администрацией порта Калининград подписан контракт с Морской администрацией Швеции по сотрудничеству на Балтике. В рамках этого документа был разработан проект "Морской поиск и спасание на Балтийском море — обмен опытом между Швецией и Калининградской областью". Мероприятия финансируются шведским агентством по международному сотрудничеству и развитию. Проект предусматривает обмен опытом и ноу-хау между службами поиска и спасания, обучение специалистов. В рамках этой программы многое уже сделано. В мае и сентябре текущего года в Швеции пройдут очередные двухнедельные курсы координаторов поиска и спасания на месте проведения поисково-спасательной операции (OSC).

Валентин Черный, "Маяк Балтики"

Ссылки по теме: