Блеф от Грефа

Саудовские шейхи готовят России дефолт
На минувшей неделе цены на бензин в США достигли рекордных высот — 1,803 доллара за галлон. Президент США Джордж Буш за столь выдающееся экономическое достижение немедленно был подвергнут резкой критике со стороны конкурентов из Демократической партии США. Можно было бы не обращать на этот факт внимания. В конце концов, что нам до стоимости бензина за океаном? У нас у самих проблем невпроворот. Неожиданно в марте прекратился экономический рост, бедных оказалось в несколько раз больше по сравнению с тем, что умудрилась углядеть официальная статистика. В связи с началом крайне непопулярных реформ оживают призраки Гайдаровских реформ. И напоследок президент облагодетельствовал свою настоящую партию — российских бюрократов, подняв им зарплаты до "рыночного" уровня. Ан, нет. К сожалению, от цены бензина на бензоколонках штата Айдахо зависит не только судьба переизбрания президентом США Джорджа Буша, но и осуществление планов реформ, которые затевает ныне российская власть. Причем зависят напрямую.

Как сообщают иностранные СМИ, посол Саудовской Аравии в США принц Бадар бен Султан пообещал Джорджу Бушу, что к президентским выборам в США, которые назначены на ноябрь, мировые цены на нефть будут снижены. Об этом в интервью программе CBS "60 минут" рассказал главный редактор газеты Washington Post Боб Вудвард. Как он утверждает, мировой лидер по добыче и экспорту нефти Саудовская Аравия к лету существенно повысит добычу нефти, цены упадут, что благоприятно скажется на экономике США, и будет способствовать переизбранию Буша. Когда было заключено подобное соглашение между Эр-Риядом и Вашингтоном, журналист не уточнил. Это и понятно.

Странно, что об этом вообще стало известно сейчас. Разве что связать эту утечку с сегодняшним открытием Седьмого российского экономического форума в Лондоне. Там как раз собралась практически вся властная и экономическая элита России. Министр финансов Алексей Кудрин и вице-премьер правительства Александр Жуков рассказывают потенциальным инвесторам о перспективах роста инвестиций в Россию, о блестящем будущем стабилизационного фонда, который поможет нашей стране бес проблем пережить любые экономические потрясения. Как говорится, старая песня о главном, которую члены российского правительства поют из года в год. Однако если сообщения о сговоре американцев и саудитов соответствует действительности, то ни о каком стабилизационном фонде, похоже, уже можно не говорить. Спасать придется бюджет 2005 года, который и так собираются сверстать без профицита. Да только как бы секвестрировать его не пришлось.

Не так давно достоянием гласности стали закулисные разногласия между новым премьером Михаилом Фрадковым и главным либералом в правительстве Германом Грефом. Минэкономразвития как в былые времена подошло к вопросам формирования бюджета очень осторожно и заложило экономический рост на этот год в размере 5, 8% при цене на нефть марки Urals в 22 доллара за баррель. На жаргоне карточных игроков такая манера игры определяется однозначно — "перезаложился". В кругу гусар и драгун такое поведение за карточным столом приравнивали к мухлежу и били за это тяжелыми канделябрами. До канделябров дело не дошло, однако Михаил Фрадков, сославшись на мнение президента Путина, отругал Германа Грефа за хроническую неамбициозность, и заставил увеличить прогноз экономического роста до 6,2%, а заодно и прогноз по ценам на нефть (марки Urals) до 27,5 долларов за баррель. Говорят, аналитики МЭРТ пересчитывали свои прогнозы всю ночь, чтобы наутро все бумаги были в ажуре. Однако получается, что все это было зря. Возможно, даже первоначальный прогноз МЭРТ (22 доллара) может оказаться слишком оптимистичным.

Так что отсутствие профицита в бюджете 2005 года в итоге может оказаться более чем оправданным. И рассчитывать на какие-то дополнительные доходы Минфина, которые прогнозируют аналитики, тоже не стоит.

Между тем, к ценам на нефть достаточно жестко привязаны изъятие (или, вернее, пародия на изъятие, в исполнении гг. Грефа и Кудина) так называемой природной ренты. Поскольку изымать ее предполагается из сверхприбылей нефтяной отрасли России. Как подсчитали в Минфине, сверхприбыль в российской нефтянке в нынешнем году составит не менее 5 млрд. долларов (оценка делается из расчета цены 24 доллара за баррель). Часть этих доходов Минфин намерен изъять за счет повышения ставок налога на добычу полезных ископаемых (с января 2005 года) и экспортной пошлины (с начала мая). Причем часть эта должна увеличиваться с ростом цены на нефть таким образом, чтобы у нефтяников при любых раскладах оставалось примерно 4 млрд. долларов сверхприбыли.

Как утверждает министр финансов Алексей Кудрин, от повышения нефтяных налогов при среднегодовой цене нефти 24 доллара за баррель бюджет получит дополнительно 0,9 млрд. долларов "нефтяных" налогов, при цене 27 долларов за баррель — 2 млрд., а при цене 30 долларов за баррель — 3,3 млрд. долларов. А если цена барреля упадет до 12-15 долларов? Такой вариант в правительстве даже не рассматривается. И правильно, незачем общественность раньше времени волновать. Потому что тогда в бюджете окажется огромная, ничем не прикрытая дыра, об экономическом росте можно будет позабыть, а на повестке дня окажутся первоочередные меры по выходу из острого финансового кризиса и дефолта, о возможности которого в 2006-7 годах опять потихоньку начинают говорить вполне серьезные российские аналитики.

На этот счет у правительства существует новый фетиш — стабилизационный фонд, куда по мысли Алексея Кудрина, и должна складываться конфискованная у нефтяных олигархов сверхприбыль. Так вот, выступая сегодня на седьмом Российском экономическом форуме в Лондоне, вице-премьер РФ Александр Жуков заявил, что Стабилизационный фонд будет сформирован за два года.

"Если цены на нефть сохранятся в интервале 27-30 долларов за баррель нефти марки Urals, то формирование стабилизационного фонда, как мы планировали нижнюю планку в размере 500 миллиардов рублей, завершится до конца 2005 года", в частности, сказал Жуков. Ранее Минфин планировал, что 500 миллиардов рублей будет накоплено в стабилизационном фонде в течение трех лет. Вариант, что за указанный срок денег накопится намного меньше, похоже, не рассматривался вовсе. Так или иначе, но, судя по всему, у российского Минфина этих двух лет в запасе просто нет.

К слову сказать, в случае серьезного падения цен на нефть под вопросом оказывается и много другое. В частности, увеличение ассигнований на оборону и силовые структуры, ипотечный план обеспечения военнослужащих жильем, приписанный президенту Путину, проведение всех непопулярных реформ (ибо в состоянии кризиса либеральные реформы невозможно провести даже для виду) и даже увеличение зарплат высшим федеральным чиновникам, которое потребует от казны лишних 50 млн. долларов. О том, что про повышение пенсий, замену льгот адресными денежными компенсациями и многие другие социальные программы, можно забыть, лучше даже не упоминать. Народ и так возбужден провалом накопительной пенсионной реформы для самой экономически активной части населения и планами властей по выселению неплательщиков из приватизированных квартир. Не стоит будить спящую собаку, особенно если она уже проснулась.

Хочется надеяться, что кто-то в правительстве предусмотрел столь неблагоприятный сценарий развития событий и заготовил на этот счет некий комплекс мер, способный спасти страну от коллапса. Однако в программных заявлениях членов правительства на такую возможность нет ни намека — сплошное удвоение ВВП. Да и странно было бы услышать от того же Кудрина или Грефа (а тем более от Фрадкова) про "уполовинивание" ВВП. Но это не значит, что на деле такое уполовинивание невозможно. Тем более что зависит это не от российских чиновников и их "отфонарных" прогнозов по мировым ценам на нефть.