Надо что-то делать, Глеб!

Кремль, похоже, попался на удочку Машковцева
Суд областного центра Камчатки удовлетворил требование губернатора Михаила Машковцева о проведении экологической экспертизы по факту нанесенного государству ущерба в ходе путины 2002 года.

Напомню, что ему было предъявлено обвинение в своевольном увеличении объемов промысла лосося. По данным прокуратуры, предполагаемый ущерб тогда якобы составил семь млрд. рублей. В результате главе области сегодня реально грозит до 10 лет лишения свободы.
Но эта одна сторона дела — мрачная. Сразу скажу, что есть и другая, более светлая, по крайней мере, для губернатора-коммуниста. В декабре у него - выборы, а рейтинг устойчиво держится на первом месте. Но главное даже не в этом. А в том, что на Камчатке уже через неделю-другую начнется лососевая путина, в которую по прогнозам ученых из ТИНРО (Тихоокеанский институт рыболовства и океанографии) ожидаются неплохие подходы лосося. Поэтому ожидаемую экспертизу можно отнести к светлым новостям.

Правда, тут надо уточнить. Дело в том, что лососевые путины бывают четными и нечетными, то есть сегодня на нерест приходит как раз та рыба, которую якобы и "уничтожил" губернатор. Откуда же она в таком случае взялась? Вот на это и ответит экспертиза. Машковцев, к тому же, утверждает, что если бы лишнюю рыбу в свое время не изъяли из рек, то она забила бы собственные нерестилища. Потом — разложилась там (как известно лосось погибает, отметав икру), выделила бы аммиак, и тогда уж точно, камчатцы не дождались бы ее больше ни в этом, ни в каком последующем году.

В отличие от некоторых политтехнологов, специализирующихся, как впрочем давно было известно на "трупном выделении аммиака", камчатцы хорошо помнят картины двухлетней давности. Тогда лосось на западе полуострова шел сплошной стеной шириной в сто километров и забил все нерестовые реки собственными икрой и тушками.

Область, страна оказались не готовыми принять такое количество рыбы. В то время, когда в центральной России кроме пикши и карпа местами нечего было купишь, все камчатские речки западного побережья вышли из берегов в буквальном смысле из-за огромных косяков лосося. Причем произошло это в очередной раз.
С фотографической точностью повторилась картина четного "машковцевскому" 2000 года, когда по данным того же ТИНРО, в камчатские реки вошли миллиарды лососей. Иначе говоря, на каждого полуголодного россиянина — по несколько тысяч штук. Как же мы распорядились этим подарком судьбы?

Цены на свежую горбушу тогда на Камчатке составляли 3 рубля за 15 ''хвостов" (брали деньги только за доставку с речки). Именно по рекомендациям ученых рыбу из рек надо было изымать, чтобы она не портила сама себе нерестилища. Тогда и разрешили всем желающим браконьерствовать, сколь душе угодно. И это было до Машковцева! Но и это делу не помогло: в поселке Октябрьский журналистам показывали ямы, забитые потрошеными кетой, горбушей, кижучем. Правда, это оказалось ''брызгами'' по сравнению с тем, как ''работали'' колхозы. В Октябрьском, Озерной, Усть-Большерецке были целые озера потрошеной рыбы. Вся страна тогда по ТВ наблюдала такую картину: до горизонта блестит что-то серебряное, по нему разгуливают жирные чайки, от обжорства не способные летать. Это был деликатесный лосось! Но и то, и другое оказалось ''брызгами'' по сравнению с тем, как ''работал'' флот.

Стоя на борту плавучей базы, принадлежащей Тралфлоту, я тогда сам с высоты десятой палубы наблюдал, как за борт текла река красной рыбы с напором одна тонна в минуту: брали только икру. Но и икру брали не всегда...
Говорят, в Магадане в свое время ложка золотого песка стоила в лагерях столько, сколько ложка чая. На Камчатке в ту путину икра стоила дешевле соли. Я опять своими же глазами видел в Октябрьском, как восемь тонн икры из-за нехватки соли свалили в реку.
В том же году побывав в верховьях реки Большой с рыбинспекцией, видел и такую удручающую картину: самки лососей ползли буквально по трупам своих товарок, разгребая плавниками уже закопанную предшественницами икру, чтобы отложить свою. Обожравшиеся не меньше чаек полуторатонные камчатские медведи на людей не обращали никакого внимания: проводник-коряк при мне даже почесал какого-то своего знакомца между лопаток...

Ученые-тинровцы объясняли: такое изобилие ''аукнется нам'' и лосось может больше не прийти к камчатским берегам. Может, камчатцы тогда все-таки успели хотя бы как следует запастись рыбой? Как бы не так: было выловлено всего сто две тысячи тонн — немногим больше, чем в прошлые годы, узнал я тогда в ''Камчатрыбпроме''. Но Камчатку тогда спасли — дали РГ по всем рыбодобывающим флотам мира — "Спасите от лосося!"...

Причем здесь рейтинг и лосось, спросите вы? Дело в том, что на Камчатке эти вещи взаимосвязаны, так как от лососевой путины здесь зависит почти все. Так кто же Машковцев — преступник? Или человек, решивший — чем отдавать даром иностранным рыбакам, лучше свое оголодавшее население подкормить и обогреть заодно? Тем более, при таких "смягчающих" обстоятельствах, как необходимость уберечь рыбу от самой себя?

Ответ на этот раз даст не прокуратура, а очередная экологическая экспертиза, а точнее... сам лосось. И, похоже, он будет не в пользу наших правоохранителей, привыкших в любом случае "брать под козырек". Беда же "аммиачных" политтехнологов в том, что они по прежнему злостно не хотят учитывать никакой местной специфики. Ни в Чечне, ни на Камчатке. "Постмодернизм, эффективная политика, PR..." - голая схема.
А на деле - "все — как всегда"... Я помню, что когда Глеб Павловский создавал свою "Страну.ру", кстати в то же самое время, что и описываемые события, на должность руководителя дальневосточного сайта поставили человека, ни разу не бывавшего на Дальнем востоке. А какой может быть у тебя "политический эффект", скажем на той же Камчатке, если ты не знаешь, как нерестится лосось и где водится краб? Какой ты будешь делать "вброс" и кому прикажешь "шить" лососевое и крабовое дела?

Впрочем, по сходным причинам неудачи преследуют "аммиачных" пиарщиков повсюду. Что далеко ходить — достаточно взять случай с Кадыровым.
Я бы не стал с уверенностью об этих причинах говорить, если бы в свое время сам не наступил на эти грабли. Меня тоже поставили в первую чеченскую войну заместителем редактора правительственной "Российской газеты в Чечне", несмотря на то, что я ни разу не был в этой республике. Признаю, мы действительно проиграли информационную войну Удугову и именно потому, что не знали "местной специфики".

Я-то признаю, а те, кто подрядился "валить" губернатора-коммуниста в нынешнем декабре на выборах — не признают, иначе бы не вляпались в "лососевую историю". А в то, что вляпались, на сей раз говорю вполне квалифицированно — я родом оттуда. И сам в 2002 году в "Российской ", да и в других федеральных газетах призывал — "Спасите от лосося!"...

Впрочем, Машковцева, возможно, было за что снять и без лососевой истории. Но вот с ней как раз будет сделать это значительно труднее. Возможно даже, повторится история с Черепковым. Чем больше будут теперь его шельмовать, тем больше будет сплачиваться вокруг него камчатцы.
Человеку же, у которого на столе стоит бюст Сталина и лежит именной пистолет (а это неоднократно показывало ТВ) терять нечего. Тем более, что в наследство ему досталась безнадежно больная область, с которой на деньги, которые Касьянов в свое время выпросил на эти цели у американцев, выселяют на материк "вынужденных мигрантов". Не мудрено, что здесь в открытую теперь обсуждают возможность продажи Камчатки Америке, с подозрением поглядывая на соседнего Абрамовича. А уж самой популярной темой уже лет десять является тема создания Дальневосточной республики, которая с созданием федерального округу не затухла, а лишь вспыхнула с новой силой. Действительно, а что если с идеей "семиокружья" опять что-то не получится из-за незнания какой-нибудь из "местных специфик"? И вместо результата укрепления федерации получится как раз обратно противоположный? Что, будем всем журналистским корпусом бегать по Зубовскому бульвару и кричать, обращаясь к Павловскому, как в "Место встречи изменит нельзя": "Надо что-то делать, Глеб!"?

Я понимаю, конечно, что с точки зрения "постмодернизма" Камчатка и Магадан, как краб и лосось, Машковцев и Цветков - примерно одно и тоже. Поэтому и варят на кремлевской кухне густой суп из перечисленных ингредиентов, добавив туда же еще и Касьянова — как сахарную кость.
Знакомый с этой кухней непонаслышке, я посоветовал бы туда же замесить до кучи погибшего на Камчатке Фархутдинова и пострадавшего там же в одной автокатастрофе с Машковцевым Рушайло. Вот это будет "вброс"!

Но не надо тогда сетовать на растущий региональный сеператизм. Ведь уже ни для кого не секрет, что его истоки потчас надо искать не в регионах, а как раз наоборот — в Москве. А причина этого проста — в нынешней нацеленности этой самой Москвы на "результат любой ценой", декларируемой тем же "Фондом эффективной политики".
Смотрите, что мы имеем "в сухом остатке". В администрации области, как пишут информагенства, "отметили, что Машковцев остался доволен решением суда". Чем же доволен? Что париться на нарах ему, возможно, придется не одному, а на пару с бывшим премьером? Ведь "удовлетворена просьба губернатора о допросе бывшего председателя правительства страны Михаила Касьянова"? Да не похоже. Тем более, что в городском суде в среду сообщили, что "Машковцев подал всего девять ходатайств в отношении действий прокуратуры. Одно из них, в котором шла речь о допросе бывшего тогда главой Госкомрыболовства Евгения Наздратенко губернатор снял сам, посчитав его несущественным". Уж с Наздратенко ему сидеть было бы нисколько не скучней, чем с Касьяновым, учитывая их бывшие прохладные отношения...

Впрочем, может, ему уже и просто мало Наздратенко. Дело в том, что когда Камчатка оказалась не готова к путине: не хватило ни холодильников, ни судов, ни бочек, ни соли, когда об этой ситуации трубили многие центральные СМИ, тогда там побывал с миссией спасения... сам Владимир Путин. Может и его Машковцев запросит в качестве свидетеля?
Это вряд ли... Но тем временем "изведенный под корень" "губернаторский лосось" неукротимо приближается к камчатским берегам. Надо что-то делать, Глеб!

ВАЛЕРИЙ ДАВЫДОВ
"ПРАВДА. РУ"

Обсудить