Грузинский Никита Хрущев

Очередной визит президента Грузии в Москву проходит под аккомпанемент обвинений в подготовке вооруженного вторжения в Южную Осетию. По крайней мере, президент непризнанной республики Эдуард Кокойты заявил в пятницу, что Тбилиси продолжает переброску к границам Южной Осетии военнослужащих из различных силовых ведомств, а также членов печально знаменитых в соседней Абхазии организаций "Белый легион" и "Лесные братья". По словам Кокойты, южноосетинскому руководству известна даже дата начала силовой операции — 7-9 июля.

Ситуация в Южной Осетии наверняка станет главным вопросом, который грузинский президент намерен обсудить с российским руководством. По прибытии в Москву Михаил Саакашвили заявил, что Тбилиси готов предоставить Южной Осетии такие же права, которыми обладает Северная Осетия в составе Российской Федерации. Президент Грузии, по его собственным словам, готов к компромиссам, но уступки должны быть взаимными. Помимо этого, Саакашвили заверил, что революций больше не будет: "Мы сделали "революцию роз" в Грузии и "революцию роз" в Аджарии. Я не хочу больше революций".

Сказав об этом, грузинский президент потребовал извинений от посла по особым поручениям МИД РФ Михаила Майорова, который в четверг уклонился от ответа на вопрос госминистра Грузии по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндравы, какие государства соединяет Рокский тоннель, соединяющий Южную и Северную Осетию. Грузинские власти заподозрили в этом нежелание признавать, что Южная Осетия является составной частью Грузии и отказались продолжить работу в составе Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Спустя сутки представители МИД РФ заявили, что Россия всегда исходила из принципа территориальной целостности Грузии.

Впрочем, Саакашвили имеет претензии не только к своему тезке Майорову, но и к гораздо более известному политику — мэру Москвы Юрию Лужкову, известного помимо всего прочего своей дружбой с бывшим аджарским лидером Асланом Абашидзе. Неизвестно, раздражает ли этот факт грузинского президента. Зато известно, что его раздражает — "экономические интересы" Лужкова в Аджарии и Абхазии.

Гнев Саакашвили был вызван известием о том, что московское правительство намерено приобрести санаторий "Москва" в Гаграх. А поскольку грузинский президент с самого момента своего триумфального прихода к власти пообещал решить проблему "абхазского сепаратизма", то и любые контакты с руководством еще одной непризнанной республики российских официальных лиц вызывают в Тбилиси бурю негодования. И в этот раз глава грузинского государства был далек от дипломатичности — он пообещал конфисковать все "экономические интересы Юрия Лужкова в Абхазии и Аджарии" и назвал приобретение санатория "скупкой краденого".

Вообще же, если судить по высказываниям Саакашвили, то во всем остальном в отношениях между Россией и Грузией царит чуть ли не идиллия. "Много сделано в российско-грузинских отношениях, практически началась "оттепель" после моей встречи с Владимиром Путиным в феврале",- сказал Саакашвили. Достижению полной гармонии, похоже, мешают Кокойты и Лужков, да еще дипломат Майоров...

Затронул грузинский президент и вопрос о российских базах. Впрочем, в данном случае он был не особо красноречив и многословен. По его словам, вопрос с базами решен и торговаться он не намерен. Решен он был не иначе как во время недавнего саммита НАТО в Стамбуле во время переговоров грузинского президента с Джорджем Бушем, после чего альянс потребовал от Россия незамедлительного вывода баз с территории Приднестровья и Грузии.

Сделав заявление по поводу российских баз, Михаил Саакашвили тут же сообщил, что войск НАТО на территории Грузии не будет. "Мы хотим, чтобы Россия чувствовала себя защищенной, чтобы не чувствовала никакой угрозы, исходящей с территории Грузии", — сказал он.

Президент Грузии не обошел вниманием и своего предшественника, заявив, что суда над ним не планируется. "Эдуард Шеварднадзе сделал Грузии очень много плохого, народ его не любит. Но мы не намерены его судить. Шеварднадзе сейчас — безвредный старик, который пишет мемуары", — поделился своим наблюдениями Саакашвили.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *