Отчаянные подвиги профессиональной русалки

Станислава Комарова оказалась единственным человеком из России, сумевшим взойти на плавательный пьедестал Афинских игр
Некоторое затишье на Олимпиаде перед ударным уик-эндом позволяет расслабиться и вспомнить о тех героях Игр, портреты которых нам известны, но не были опубликованы по причине ежедневной запарки. И едва ли не главное лицо в этой когорте — Стася Комарова, серебряный призер 200-метрового заплыва на спине Олимпиады в Афинах.

"Плавает, как по нотам" - этому образному выражению 18-летняя Станислава КОМАРОВА соответствует на все сто, фигурально и в прямом смысле.
В 14 лет она стала рекордсменкой России среди взрослых. Через год завоевала "серебро" взрослого же чемпионата мира. В 16 лет стала двукратной чемпионкой Европы, победив на своих коронных дистанциях 100 и 200 метров на спине. Равных в этом разделе ей трудно сыскать, именно поэтому президент Федерации плавания России и вице-президент ОКР Геннадий Алешин весьма сдержанно оценил серебряный итог выступлений Комаровой, мол, могла бы и лучше. Мы уверены — будь у России хотя бы еще троечка-пяток медалей, Алешин высказался бы куда жестче в адрес Станиславы. Но теперь видно, что не отдельная Комарова или кто-то еще из пловцов виноват — виноваты тренеры, которые не смогли вывести атлетов на пик формы на время олимпийских стартов. Впрочем, это так, отвлечение, чтобы лишний раз подчеркнуть: Комарова — уникальная пловчиха.

Пионерка с барабаном

- Не рановато начала побеждать взрослых? - строго интересуемся у стройной русалки.
- В самый раз! — заразительно смеется Стася.

Во время нашего разговора (состоялся он до Игр в Афинах) ей словно смешинка в рот попала — ответит и расхохочется. Вопросы слушала, улыбаясь. Потом задорно хихикала, на секунду умолкала, вздыхала, словно перед прыжком со стартовой тумбы, минуту-другую говорила серьезно. И опять хохотала.

- Выходит, у тебя еще и российского паспорта не было, когда на мировом первенстве обгоняла тетенек? Какие эмоции в таком случае испытывает подросток?
- Долго поверить не могла в свое счастье. Ехала на "мир" и думала, что вообще до финала не доберусь. На старт двухсотметровки вышла вся зеленая от страха. Прыгнула, поплыла. Когда бортика коснулась, думала, четвертой-пятой приплыла. Смотрю на табло и глазам своим не верю. Вторая! Это был шок. Ночью после соревнований не спала, конечно. Эмоции через край били! Но по-настоящему поняла, что сотворила, через полгода... К тому же мой личный тренер на чемпионат в том году не ездил, а без него я вообще боюсь выступать.

- Что ж это за тренер такой, без которого страшно? Он тебя не за ручку к бассейну подводит?
- Ой, Алексей Федорович (Красиков — прим. авт.) такой замечательный! Я за него подержусь, и сразу спокойнее становится. Мое состояние он отлично чувствует. Нагрузки-то у нас о-го-го какие! И как только он видит, что я на пределе, тут же их сбрасывает.

- Потакает?
- Как же, потакает! Да он может часами мне нотации читать. То не так, это не эдак... Ему сейчас 75 лет, и он относится ко мне, как к внучке. По-моему, был бы очень доволен, если б я и сегодня ходила в пионерском галстуке и с барабаном.. Раньше, когда сердился на меня, даже кричал: "Чтоб завтра в бассейн с мамой пришла!" Я тут несколько раз для глянцевых журналов снялась, так он до сих пор ворчит: "Или плавание, или дурацкие афиши!"

Семейные тайны

- У тебя все детство в бассейне прошло?
- Нет, не все. Я еще в музыкальную школу ходила.

- По классу фортепиано?
- По классу домры.

- Чего?!
- Домры. Моя мама в молодости сама на домре играла. Вот и решила, что поможет мне в случае чего. И пока я музыкальную школу не закончила, она не хотела, чтоб я профессионально занималась плаванием. Вот я и мыкалась семь лет по маршруту "музыкалка" - бассейн. Только когда диплом о музыкальном образовании получила, мама сказала: "Теперь можешь со спокойной совестью плавать".

- Плавать рано начала?
- Еще у мамы в животе. Она всегда обожала плаванье, даже на седьмом месяце беременности в бассейн ходила. Когда я подросла, она стала меня с собой брать. А потом к нам в школу тренер из СДЮШОР пришел. На меня и подругу глянул и сказал: "Эти девочки будут плавать!" Наверное, потому, что мы самые высокие в классе были. Ну, мы и поплыли. Правда, подружка быстро закончила, у нее аллергия на хлорку. А я до сих пор остановиться не могу.

- И до сих пор на соревнованиях без очков выступаешь. Вредно же!
- Вредно... Мне Александр Попов тоже говорит — вредно. Но я в них соперниц совсем не вижу (в открытом олимпийском бассейне Стася плыла в очках — ярко светило солнце, так что без них плыть на спине было невозможно, не в этом ли причина ее "всего" второго места? — прим. авт.).

- С Александром Поповым у тебя, похоже, хорошие отношения?
- Ой, замечательные! Он — бог в плавании и завоевал в бассейне все, что только возможно. Но мне он нравится не только как пловец, но и как человек. Даже тренеру не могу поплакаться, случись что, а Саше могу. Всегда ревела, как корова, когда проигрывала. А он сказал: не надо показывать миллионам телезрителей свое горе. Словом, научил проигрывать без истерик. И относится ко мне, как отец... Своего папы я не помню, он ушел от нас, когда мне было два года. А у Саши растут двое сыновей, да со мной он возится, как с дочкой. Знаете, как приятно!

И здесь Стася впервые за время нашего разговора после ответа не рассмеялась... Впрочем, не будем о грустном.

Бомжик и шапочка

- Образ жизни профессиональной русалки, наверное, подразумевает и досуг на воде?
- Ага! На даче несколько раз на рыбалку с дядей, маминым братом ходила. И хотя поспать я люблю, но здесь вставала в шесть утра, представляете?! И рыбы наловила — тьму! Этих самых, как их?.. Ага, карасиков! Больше, чем мой дядя. Мы их потом кошечке скормили. И кисонька меня благодарила: мяукала и о ноги терлась, даже улыбалась.

- На открытой воде ты такая же озорная, как в жизни? С тарзанки сигаешь?
- Да вы что?!! Я на стартовую-то тумбу в метр высотой наступаю, и меня уже шатать начинает! Хорошо, на спине плаваю, из воды стартуем. А так я и в обморок грохнуться могу ни с того, ни с сего. Голова закружится, я — бряк, и лежу. Два раза так было. Как-то прыгала на тумбу, ноги тренировала. Вверх подпрыгнула, а дальше ничего не помню. Очнулась от боли в ноге. Подвернула. После этого Алексей Федорович мне прыгать запретил. Но я через месяц решила еще разок попробовать. И опять — бряк! Вторую ногу подвернула.

- Выходит, рисковая все же?
- Честно? Настырная. Но трусиха. Представляете, давно мечтаю сделать себе татуировку, чтоб выглядеть покруче, но всякий раз в последний момент... Боюсь, в общем. А вдруг больно будет?! Даже уши себе еще не проколола. Знаете, как страшно, жуть!

- Чтобы на старте не страшно было, в приметы веришь?
- Не-а! Сначала вроде бы хотела верить. Уже и приметы собрала, какие получше. Выучила, вроде бы. А потом забыла, как надо, чтоб все гладко получилось. Да и вообще, пока будешь соображать, с какой ноги на старт выйти, забудешь о том, какую дистанцию надо плыть.

- Талисманов тоже нет?
- Шапочка у меня была победная. Синенькая такая. Я как пошла в ней все подряд выигрывать — ух, здорово! Но она полтора года назад порвалась. Чего это ей в голову взбрело рваться, ума не приложу. И соперниц тогда — это на чемпионате России в Липецке было — в общем-то особо сильных не было... Жалко шапочку. У меня сразу — паника! Но в итоге все обошлось. И теперь у меня другая счастливая шапочка есть!

- Только шапочка?
- Еще Бомжик есть. Собачка плюшевая. Мне ее Алексей Федорович на день рождения подарил. И теперь я своего "плюшика" вожу с собой по странам и городам. Получается, постоянного места жительства он не имеет, потому и имя я ему соответствующее дала. Зато я в него верю.

... А еще мы узнали, что Стася перед ответственными стартами потихоньку, чтобы никто не видел, украдкой достает мамину фотографию и общается с ней. И это придает ей силы. Так, с мамой сообща, она и выигрывает свои титулы.

Арсений Деточкин,
Николай Зуев