Кот в мешке, или Почему отменяются выборы глав российских регионов?

Кот в мешке Некоторые комментаторы замечают, что решение о необходимости назначения губернаторов Владимир Путин принял после того, как фигляр с телеэкрана с «рожей красной» был избран главой Алтайского края. И что события в Беслане оказались просто удобным способом для президента заявить о своих предложениях. Вполне возможно, хотя Путин мало смахивает на обидчивую барышню, которая долго ждет удобного случая отомстить за нанесенную обиду.

 

Дело, по всей видимости, все же в другом. Предложением об изменении установившейся выборной системы президент фактически признает: его идея федеральных округов как цементирующей основы президентской власти оказалась несостоятельной. Напомним, аргументы более чем четырехлетней давности о введении института полпредов президента были аналогичными сегодняшним. Полпреды ничего не сцементировали, увеличив только чиновничью рать, откармливать полные щеки которых вынуждены живущие на скудную зарплату граждане страны.

 

Но тогда, в начале первого президентского срока, у Путина был полный карт-бланш. Сегодня, выступая с новациями в этой части, мы вправе спросить у президента: почему эти мысли не были озвучены в ходе выборной кампании? Очевидно же, что сам вопрос госстроительства по-новому глава государства не мог не задавать себе еще до нее. С этой точки зрения технология законодательного оформления президентской новации, а Путин, как известно, предложил принять соответствующие поправки в ближайшее время, выглядит несколько жульнически. «Единая Россия», по своей подкозыречной привычке, не даст возможности обществу даже осмыслить предложение президента.

 

А вопросы есть.

 

Как будут отбираться кандидатуры в губернаторы?

 

Предусматривается ли некая конкурсная основа, заложенная ранее в губернаторские выборы?

 

Если открытого и прозрачного профессионального конкурса на замещение открывшейся вакансии не будет, то кто будет готовить безальтернативные кандидатуры для представления президенту?

 

Как сможет принять участие в назначении губернаторов «единственный источник власти в Российской Федерации — ее многонациональный народ» (это из Конституции)?

 

Как поправками обойти пункт второй статьи 11 Конституции России, гласящий: «государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти».

 

И закладывается ли в проекты законодательных поправок механизм процедуры отзыва назначенцев тем же народом, по крайней мере, населением субъектов Федерации, а на крайний случай местными парламентами?

 

Сохранится ли при новой системе власти институт полпредов президента, также назначаемых главой государства? И вытекающий из этого: если да, то не слишком ли велика налоговая нагрузка на граждан президентских инициатив?

 

Это вопросы по основной теме предложений. А есть и другие. Скажем, как единство и целостность страны будет обеспечено назначением глав субъектов Федерации? Поскольку на памяти у многих эпопея со снятием с должности генпрокурора Юрия Скуратова в Совете Федерации, то какой выход президент видит из подобных «историй» во время которых власть в том или ином регионе может просто быть неуправляемой? Для политических наблюдателей очевидно, что сформировать в местных парламентах квалифицированное большинство намного дешевле для спонсоров, нежели провести через выборы руководителей регионов. А «Единая Россия», как известно, в некоторых социально взрывоопасных регионах не пользуется авторитетом у граждан вообще.

 

Безусловно, решение проблемы управляемости страной, разболтанной предшественником Путина, необходимо. Но общие подходы должны обсуждаться обществом. Мне, например, кажется, что наряду с предложениями президента в рамках того же обсуждения идеологии целостности многонациональной страны вполне может быть рассмотрено и давняя идея Владимира Жириновского о территориальном делении России на губернии. Более того, она кажется намного продуктивней.

 

Мотивы Путина ясны. В ходе эфира передачи Владимира Соловьева «К барьеру» Борис Немцов, оппонировавший предложениям президента и губернаторам, пришедшим их отстаивать, проиграл с разгромным счетом. Это говорит о многом. Ответственные российские политики сегодня думают не о призрачных свободах, имитация которых усиленно воспроизводилась режимом Ельцина, а о гражданах страны, которые устали от последствий этой имитации. Устали от страха, порожденного ельцинской фразой в адрес регионов по поводу глотания суверенитета и выродившегося в террористов, взрывающих дома и расстреливающих школьников.

 

С этой точки зрения Немцов и иже с ним оказываются в незавидной позе перед россиянами. Но еще большим глупцом на их фоне выглядит президент американский. Джордж Буш внимательно не ознакомившись с инициативами Путина, заявил о несогласии с ними и — более того — осуждениями их. Складывается ощущение, что к концу своего первого президентского срока этот республиканец хоть и сумел выучить названия некоторых государств мира, но так и не понял, чем же они отличаются друг от друга. И почему. В любом случае, человек, через крупный выборный скандал, попавший в Овальный кабинет, выглядит глупо, когда, так и не урегулировав собственное национальное избирательное законодательство, пытается поучать других. Но это проблемы американских граждан и их президента.

 

Нас должны больше волновать ответы на заданные ранее вопросы по новым инициативам Путина по изменению правил игры на политическом поле России. Дождемся ли?

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *