«Мы должны уничтожить их, пока они не уничтожили нас!»

Проблема терроризма является одной из наиболее острых и болезненных проблем современного общества. О причинах этого явления и способах его искоренения написаны тысячи статей и книг, сняты сотни фильмов, а уж количество речей на эту тему, произнесенных политиками и общественными деятелями разного ранга, вообще не поддается исчислению. Неудивительно, что само понятие "терроризм" обросло таким количеством стереотипов, что разобраться в сути этого явления очень сложно. Не претендуя на окончательное установление истины, обратимся к тому, о чем было сказано чуть выше, т.е. выделим несколько наиболее распространенных штампов.

Тезис первый: "Столкновение цивилизаций"

Сам термин возник с легкой руки директора Института стратегических исследований при Гарвардском университете Сэмюэля Хантингтона, опубликовавшего в 1993 году статью "The Clash of Civilizations?", ставшей очень модной в современной политологии. Иного и быть не могло — американский ученый весьма убедительно показал неизбежность конфликта между Западом и "конфуцианско-исламским блоком". При желании можно увидеть, что после терактов 11 сентября 2001 года события развивались примерно так, как их описывал Хантингтон — между Западом и одной из частей "блока" началась самая настоящая война. Причем лидеры и идеологи террористов охотно подхватили терминологию своих противников (несколько ее переиначив на собственный лад), объявив, что против исламского мира Запад начал "крестовый поход".

Тезис второй: "Не все мусульмане террористы, но почти все террористы — мусульмане"

Штамп настолько расхожий, что его употребляют даже арабские журналисты. Почему он появился на свет, тоже вполне объяснимо — практически все самые кровавые теракты последних нескольких лет были совершены приверженцами ислама. Хотя стоит обратить внимание на то обстоятельство, что ориентирован этот термин в основном на западное общество. Т.е., грубо говоря, Западу наплевать на то, что в Непале маоисты уничтожают десятки (если не сотни) крестьян чуть ли не каждую неделю, что в Пакистане сунниты взрывают шиитские мечети, а в Кашмире мусульмане, индуисты и сикхи убивают друг друга уже не одно десятилетие. Эти явления никак не подведешь ни под "столкновение цивилизаций", ни под то, что "все террористы — мусульмане". Хотя, казалось бы, все это тоже подходит под определение терроризма...

Тезис третий: "США — главный оплот западной цивилизации"

Утверждение, конечно, неполиткорректное, но весьма распространенное. Приверженцы этой точки зрения считают, что Соединенные Штаты несут главное бремя борьбы с мусульманскими экстремистами. Остальные страны им только помогают, или, что неизмеримо хуже — мешают. Последнее относится в основном к европейским странам во главе с Францией и Германией, отказавшимися поддержать войну в Ираке. К тому же пресса в странах Евросоюза крайне резко отзывается о политике Израиля — ближайшего союзника США на Ближнем Востоке. Добавим сюда значительные мусульманские общины в европейских странах — и, как результат, Европу обвиняют чуть ли не в капитуляции перед мусульманскими радикалами.

Конечно, список стереотипов, порожденных борьбой с терроризмом, не исчерпывается только вышеприведенными. Это наиболее укрепившиеся клише в западном общественном сознании. Не всего общества, конечно, но значительной его части. Учитывая степень развития средств коммуникации, стереотипы ныне формируются чрезвычайно быстро. Но это отнюдь не значит, что их также быстро удастся изжить. И это, кстати, не значит, что они помогают в решении реальных проблем. Скорее как раз напротив... И потом, так гораздо проще манипулировать мнением людей, которые в большинстве своем отнюдь не склонны в повседневной жизни размышлять о причинах того или иного явления.