Карзай хочет строить другой Афганистан

В Афганистане завершилась избирательная кампания. 9 октября состоятся выборы президента. Правда уже сейчас мало кто сомневается, что им станет лидер предвыборной гонки, руководитель переходного правительства Хамид Карзай. Другие кандидаты "отстали".

На митинге в Кабуле, завершающем его избирательную кампанию, Карзай сказал, что предстоящие выборы определят развитие страны "на века вперед". Будущее будет непростым, судя по последнему покушению на жизнь Ахмеда Зия Масуда, который идет в вице-президенты в паре с Карзаем. Во время взрыва бомбы два человека были убиты.

Ответственность на себя взяли "разгромленные" талибы. Но, по словам министра внутренних дел Али Ахмеда Джалали, первые результаты расследования показывают, что за попыткой взорвать конвой Масуда стоит "наркомафия". Джалали сказал, что наркомафия поддерживает попытки Талибана и "иностранных террористов" сорвать президентские выборы.

Полевые командиры, которые контролируют большую часть Афганистана, содержат свои боевые отряды, получая доходы от торговли наркотиками. Они опасаются создания сильного центрального правительства, которое может начать наступление на их интересы. Сможет ли Карзай создать такое правительство в случае победы на выборах — под большим вопросом. Тем не менее, наркодельцы будут делать все, чтобы "люди из Кабула" до них не добрались.

Джалали заверил избирателей, что во время выборов никаких чрезвычайных событий произойти не должно. Участки для голосования будут охранять афганские силы безопасности, 18 тысяч военнослужащих НАТО и 9 тысяч натовских же миротворцев.

Соперники Карзая также не чувствуют себя в безопасности. 5 октября в провинции Герат был убит Абдул Азиз. Он возглавлял местный предвыборный штаб главного противника Карзая — Юниса Кануни. Кануни также обвинил сторонников Карзая в том, что они задерживают его людей.

На митинге в Кабуле Карзай заявил, что те, кто не будет голосовать за него, должны избрать кого-то из соперников — ради будущего страны. Глава переходного правительства, конечно, надеется на победу, и скорее всего, ее получит. Карзай в ходе предвыборной кампании давал понять, что единственный политик национального масштаба — это он. Ему удалось заручиться поддержкой многих этнических и религиозных групп.

Показательны результаты опроса, проведенного Международной организацией по миграции среди афганских беженцев в Пакистане. 97 процентов высказалось в пользу Карзая. Как пишет газета Dawn, издающаяся в Карачи, примерно 650 тысяч афганских беженцев в Пакистане и столько же в Иране зарегистрировались в качестве избирателей. Всего в Пакистане и Иране живут до 2 миллионов беженцев из Кабула. Результаты опроса показывают степень "управляемости" этими беженцами со стороны переходного афганского правительства. Их голоса очень важны для Карзая.

Ему оказала поддержку и группировка, отколовшаяся от партии Хизби-Ислами, возглавляемую бывшим премьер-министром Гульбеддином Хекматиаром. Партия считается союзником нео-Талибана и аль Каиды. Лидер отделившейся от Хизби-Ислами группировки Халед Фаруки считает Карзая человеком, наиболее подходящим для управления Афганистаном. "Все афганцы должны проголосовать за Карзая", — сказал Фаруки. Но будущий афганский лидер должен "помнить о целях джихада и придерживаться исламских ценностей, добавил Фаруки. С такими сторонниками, постоянно напоминающими о джихаде, Карзаю предстоит иметь дело в случае победы.

Хамид Карзай получил поддержку даже от своих соперников. Накануне выборов двое кандидатов в президенты сняли свои кандидатуры в пользу лидера гонки. В последний день агитации Сиед Исхак Гилани и Абдул Хассеб Ариян призвали своих сторонников проголосовать за Карзая. Гилани известен своим религиозным рвением и бурным военным прошлым, когда он боролся с советскими войсками в Афганистане. Гилани пользуется поддержкой среди консервативных пуштунов на юге и востоке, их голоса также могут помочь Карзаю.

Он уже объявил, что в случае победы не собирается создавать коалиционное правительство. Его временная переходная администрация создавалась именно по такому принципу и оказалась, по словам Карзая, "путем в никуда". Выступая по Би-Би-Си, он сказал, что Афганистан становится "сильной страной". Полевые командиры не должны вмешиваться в этот процесс, считает глава переходной администрации. "Афганистан должен иметь собственную армию, полицию, и национальные институты, работающие в разных социальных и политических сферах в рамках закона", — считает Карзай. По его словам, "феодальная система управления, которая существовала на каждой улице Афганистана, была причиной бедствий афганского народа, и страна не должна с ней мириться".

Первые признаки расставания с феодальной системой видны в самой избирательной кампании. Впервые в выборах участвует женщина — Масуда Джалал. По ее словам, в исламском мире было много примеров женского правления.

Карзай считает, что соперники по борьбе за кресло президента вели себя корректно по отношению друг к другу. Саму кампанию он считает успешной. А о взрывах и покушениях, которые ее сопровождали, предпочитает не вспоминать.

Карзай считает, что победа на выборах даст ему возможность заменить слабую коалиционную администрацию на сильное центральное правительство. Но позволят ли ему это сделать "наркомафия" и талибы?

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *