О пользе традиции свадебного мордобоя

Церемонии бракосочетаний, придуманные чиновниками, скучны и однообразны. Не существуй народных обычаев, можно было б вообще не проводить свадебных пиршеств — приглашенные уснули бы на них или через полчаса забыли о цели своего визита

В большинстве стран и в подавляющем числе случаев, к сожалению, народные традиции свадебных церемоний либо сильно искажаются, либо полностью извращаются, хотя каждый обычай — нравится он нам или нет — имеет свой резон.

— Гражданское бракосочетание, как правило, черпает из народных традиций лишь толику антуража: стиль одежды, некоторые приметы и характер застолья. Порой свадьба на Мадагаскаре сильно напоминает свадьбу в Норвегии, — улыбнулся антрополог, кандидат исторических наук Юрий Шепель.
— Ни госслужащие, которым нужно всего-то сделать запись в книге регистрации актов гражданского состояния, ни молодожены зачастую не понимают, что традиции свадебных церемоний есть традиции народа, акт духа и духовности, если хотите.

— Какую духовность поддерживает обычай воздержания в первую брачную ночь у некоторых народов Филиппин?
— Всего одна ночь воздержания! То есть на свадьбе можно пить и гулять вместе с гостями, не опасаясь, что ребенок, накачанный алкоголем из крови родителей, появится на свет ущербным. Больше скажу, у некоторых народностей Мексики, Перу и Бразилии молодожены воздерживаются от половых контактов в течение нескольких недель — до новолуния. Там корни этих традиций восходят, вероятно, к знаниям инков или подобных им древних народов, но обусловлены уже не только медицинскими рекомендациями, но и психологическими.

— Мордобои молодоженов — тоже психология?
— Наиболее яркие представители такого рода первых ночей — люди из племени бахуту в Центральной Африке, если не ошибаюсь, в Руанде. Ночные драки между супругами длятся до тех пор, пока оба не поймут: злобы на будущее друг против друга у них не осталось. Смертельные исходы бывают крайне редко, но потасовки иной раз длятся неделю. В дневное время молодожены расходятся спать по домам родителей.

— И что хорошего в сохранении таких традиций? Мы-то понимаем, что ссоры и склоки между супругами все равно будут. И знаем, что случаются революции, после которых очередные правители желают отвергнуть кое-что старое.
— Вот и давайте не все отвергать, а лишь то немногое, что явно мешает обществу. И тихонько придумывать что-то свое, помогающее людям. Однако наши коммунисты, как известно, говнякали коробки со спортхоллами и называли их Дворцами бракосочетания. За годы правления они не возвели в России ни одного в славянских традициях терема для брачных церемоний! Вы вдумайтесь, вот сейчас закрыли на капитальный ремонт главный московский дворец бракосочетания. И что там такого уж ремонтировать? Чем он до такой степени замечателен, этот "дворец"? Понимаете, даже Юрий Лужков, великий градостроитель (без иронии говорю!) не понимает — главного здания в Москве он так и не построил до сих пор! О мэрах других городов и губернаторах я вообще промолчу. Как у прошлых, так и у нынешних властей в мыслях нет ничего подобного строить, хотя стилизованные под терема, юрты или вигвамы домики пригодились бы и неверующим, и людям с разными вероисповеданиями. Театрализованные мини-спектакли там заложили б основу для новых традиций.

— Свадебная церемония всегда и у всех считалась началом семейной безгрешной жизни?
— Единственное, пожалуй, исключение являют собой наяры, населяющие часть штата Керала на юге Индии. Впрочем, сама церемония у них практически ничем не отличается от одного из видов обычной индуистской свадьбы. Но через три дня муж навсегда покидает жену. С этого момента и он, и она фактически свободны. Он может гулять, где ему вздумается. Она может заниматься сексом с кем угодно, и когда угодно вышвырнуть своего любовника из дома. Сейчас нигде ничего подобного нет. Думаю, такой обычай восходит ко временам раннего матриархата. Однако, полагаю, он бы понравился и современным поклонникам промискуитета — бессистемных половых связей. Только у наяр за воспитание и содержание всех детей женщины и ее самой отвечает очередной любовник, а "цивилизованные" ловеласы не имеют привычки не только за чужих, но и за своих детей отвечать.

Евгений Камышев