50 рублей за 1 доллар – в этом спасение российской экономики

По мнению экспертов, постепенное укрепление курса рубля в конечном счете может привести Россию к дефолту, более губительному, чем в 1998 году. Признаки нового дефолта уже появились. Нарастание реальной инфляции (8% за девять месяцев) и повышение курса рубля тому свидетельство. В крепнущем рубле нет поводов для великодержавной гордости- все динамично развивающиеся страны наоборот стремятся к тому, чтобы снизить курс своей валюты. Это дает неоспоримые преимущества национальным экспортерам, особенно в наукоемких отраслях.

Каков же выход? 50 рублей за один доллар. Именно такой курс может спасти российскую экономику от очередного дефолта. Так считают эксперты, подготовившие доклад "Инвестиционный климат и девальвация рубля" - вице-президент Общества финансовых аналитиков и прогнозистов при ИМЭМО РАН С.Л. Морозов и руководитель Межведомственной комиссии ЭКС при Председателе Счетной Палаты РФ по проведению комплексных экспертиз государственных целевых программ П.В. Забелин. Доклад был впервые озвучен на VII Всероссийском форуме "Банковская безопасность: состояние и перспективы развития" (20-22 октября), где вызвал бурные дискуссии.

Сегодня мы предлагаем его к вниманию читателей.

За 10 лет с нарастающим итогом из страны вывезено валюты на 205 миллиардов в долларовом эквиваленте. Такая сумма в безналичной валюте перечислена коммерческими банками России за рубеж, обратно же ввезены наличные банкноты преимущественно в долларах США. Получается, что на эту астрономическую сумму Россия прокредитовала себе в убыток под минус 1,5% годовых (с учетом инфляции доллара) западную экономику и экономику США в особенности.

Возникает вопрос: почему капитал "ушел" из России? Почему он не остался на инвестирование отечественной экономики? Может быть, испугался российской "холодной зимы", как считают некоторые аналитики? Или может быть не тот в России "инвестиционный климат"? Докладчики на этот вопрос дали неожиданно простой ответ.

До октября 1998 года обеспеченность рубля была предельно низкой — не превышала 40%. В июне 1998 года обеспеченность была абсолютно экстремально низкой — всего 24% (14,6 млрд. долларов). В июне 1998 года из России было вывезено валюты в эквиваленте 1,9 млрд. долларов США. С этого момента начался дефолт, хотя власти признали его официально только в августе 1998 года. В июле 1998 года цифра вывоза составила уже 2,7 млрд., а в августе — 1,7 млрд. Золотовалютными резервами полностью обеспечивалась лишь наличная денежная масса. Безналичная рублевая масса была практически полностью необеспеченной, что и привело к дефолту с июня 1998 по январь 2000 года, когда 76% необеспеченных безналичных рублей в конечном итоге были представлены к оплате в валюте по официальному фактическому курсу Банка России.

Максимальный разрыв между официальным курсом и расчетным курсом доллара был зафиксирован в декабре 1999 года (19,0 рубля за один доллар США и 57,7 соответственно). Затем ситуация получила тенденцию к исправлению. В июне 2003 года обеспеченность общей рублевой эмиссии (наличной и безналичной) достигла максимума — 81%, но после этого начался новый постепенный спад обеспеченности с тенденцией значительного спада к концу 2004 года, что вновь может спровоцировать дефолт. На 1 октября 2004 года обеспеченность рубля снизилась до 69%, несмотря на то, что золотовалютный резерв Центробанка растет опережающими темпами.

Увеличился разрыв между реальным и фактическим курсом доллара США. Реальный курс доллара рассчитывается, как отношение суммы всех напечатанных денег к резервам золотовалютного фонда. На сегодняшний день реальный расчетный курс составляет 42,1 рубля за один доллар США. Разрыв между ним и официальным курсом Банка России (29,22 рубля за один доллар США) составил почти 13 рублей за один доллар США. В июле 2004 года вывоз капитала достиг эквивалента 3 млрд. 305 млн. долларов (больше, чем при дефолте 1998 года).

Появились все признаки возможного нового дефолта. Нарастание реальной инфляции (8% за девять месяцев) тому свидетельство.

Рубль максимально "крепок", когда его курс равен нижнему пределу. Именно такой предельно крепкий обменный курс рубля был до августа 1998 года и во время начала дефолта в июле 1998 года. Курс был равен 5,6-6,16 рубля за один доллар США. Именно в июле 1998 года был зафиксирован очень высокий вывоз безналичной валюты из страны и покупка наличной.

Отсюда можно сделать простой вывод: "сильный" рубль — стимул к вывозу капитала из страны. В момент окончания дефолта в декабре 1999 года рубль "ослаб" в 4-5 раз, его курс поднялся до 27-28 рублей за один доллар США. После этого вывоз валюты сразу сократился до эквивалента 1,3 млрд. долларов, и уже в январе 2000 года упал до 0,6 млрд. долларов. Очевидно, что вывозить валюту из страны при девальвации рубля становится невыгодно. Поэтому можно заключить, что "слабый" рубль — защита от вывоза капитала из страны. До начала дефолта за 4,5 года, включая август 1998 года, благодаря предельно крепкому рублю из России было вывезено 148,7 млрд. долларов.

Вывоз капитала из страны резко сократится, если выровнять официальный фактический Банка России и реальный курсы рубля. Об этом свидетельствует тот факт, что за 6 лет после дефолта, когда официальный фактический обменный курс рубля стал приближаться к реальному расчетному курсу, из России было вывезено в 2,6 раза меньше капитала, чем до дефолта — всего эквивалент 56,3 млрд. долларов.

Капитал начнет притекать в страну, если рубль будет падать в цене, то есть официальный фактический курс Банка России установится выше реального курса. Так сделано в Китае. Курс доллара к юаню, по мнению Национальной ассоциации производителей США, завышен минимум на 15%. Именно это обстоятельство позволило китайским экспортерам в 2003 году создать торговый дефицит у США в торговых отношениях с Китаем в размере 124 млрд. долларов и в торговых отношениях с ЕС в размере 94,3 млрд. долларов.

Секрет привлечения капиталов в страну прост, считают авторы доклада. По их мнению, надо заботиться о росте собственного экспорта, о собственном производителе. В России наступит "китайский" инвестиционный вариант экономики, если установить для доллара официальный фактический курс 48-50 рублей (на 15% выше реального расчетного курса 42,1 рубля за один доллар США). При этом для полного обеспечения рубля по курсу 50 руб. за один доллар США будет достаточно всего 75 млрд. долларов в резервах Банка России. Рублевая система уже сегодня была бы обеспечена долларами на 130%, с учетом того, что золотовалютный резерв сейчас превысил $100 млрд. Это был бы первый реальный шаг к полной конвертации рубля.

В этих условиях задачи банковской системы должны смениться на 180 градусов. Теперь нужно будет не выводить валюту из страны, а наоборот — ввозить и заниматься кредитованием и инвестированием в крупных масштабах. В докладе утверждается, что для этой задачи необходимо принципиально реформировать всю банковскую систему. России будут нужны 20-30 укрупненных кредитно-инвестиционно-расчетных банков по уровню близких к Сбербанку и ВТБ. Также нужен хотя бы один банк, который будет компенсировать излишек долларов и другой иностранной свободно конвертируемой валюты. И понадобятся несколько сотен расчетных палат типа НКО (небанковских кредитных организаций) вместо инфантильных банков второго и третьего круга, бесполезных в новой банковской системе.

Авторы доклада предлагают растянуть процесс девальвации рубля на четыре года. Такая постепенная, длительная по времени программа нужна для того, чтобы избежать шоковой терапии в связи с падением рубля до уровня китайского юаня по отношению к доллару США.

Отказаться от понижения курса рубля, то мы получим его укрепление.
Правительство сегодня фактически признает, что не в состоянии удержать рубль рыночными методами. Ранее обещалось, что рост реального курса рубля не превысит 3-4% в год, в среду же вице-премьер Жуков сказал, что правительство "постарается" удержать укрепление рубля в рамках 4-6%.

Глава Минэкономразвития Герман Греф считает, что "до 2007 года курс отечественной валюты должен укрепиться на 22%". Таким образом, согласно расчетам Грефа, к 2008 году рубль вернется в докризисное состояние 1998 года, то есть укрепится на уровне 5 — 6 рублей за один доллар США. Если прогноз Германа Грефа сбудется, то для обеспечения рублевой денежной массы понадобится примерно в 6 раз больше золотовалютных резервов Банка России, чем сегодня, то есть более 500 млрд. долларов. Это вряд ли можно считать реальным при любой разумной и неразумной цене на нефть и газ.

Это и будет, скорее всего, не просто очередной дефолт, а нечто более грозное — финансовый коллапс. Россия может потерять политическую самостоятельность без единого выстрела как прямое следствие нарастающего к концу 2004 года иранского кризиса. Поэтому можно считать конец 2004 года — временем принятия кардинальных решений по финансовой политике. Непринятие никакого решения — это наихудшее из возможных решений в данной ситуации. Это "страусиное" поведение может только закопать в песок ту голову, которая примет это самоубийственное решение. Ревальвированный (сильный) рубль делает экономику импортной. Поэтому капитал сегодня уходит из России в оплату за импорт.

В начале октября 2004 года Банк России опубликовал данные, согласно которым отток капитала за первые девять месяцев года составил 11 млрд. долларов. Эти результаты уже сопоставимы с докризисными данными: в 1997 году отток капитала достиг 18 млрд. долларов. Еще не вечер — до конца 2004 года мы вполне можем перегнать докризисный 1997 год. Необходим принципиальный переход к экспортно-ориентированной экономике к девальвированному (слабому) рублю. Необходим действительный инвестиционный климат. Надо взять пример с самих США, когда им удалось девальвировать доллар в отношении всех валют в мире, кроме китайского юаня. Именно этим финансовым лекарством американцы вылечили свою экономику после иракского кризиса, придав ей явно выраженный экспортный характер, заключают авторы доклада.

Сомнительно, что правительство готово пойти на столь радикальные шаги. По мнению аналитиков, сейчас в стране нет взвешенной и последовательной денежной политики. Правительство находится между молотом и наковальней. С одной стороны, народ недоволен высокими темпами инфляции. Люди хотят стабильности в ближайшей перспективе и крепкого рубля. С другой — рубль крепнет слишком быстро, что может спровоцировать новый дефолт, а также ограничит возможности наших экспортеров.

Авторы доклада предупреждают: эпоха "рынка" нефтегазовых "шейхов" и "олигархов" в России закончилась. Стремительное развитие на Западе высоких и энергосберегающих технологий, освоение космоса и практического суперсовременного производства постепенно делает Россию ненужной в качестве сырьевого придатка западных экономик. Россия будет вынуждена сама перейти к освоению экспорта суперсовременной технической продукции и чем скорее, тем лучше. Для этого и под эту задачу необходима полная государственная перестройка, нужна новая более совершенная и более эффективная организация общества и его управления, нужна новая вертикаль власти. Нужна новая форма государственного устройства, адекватно отвечающая стоящим перед Россией грандиозным задачам создания подлинно рыночных условий для экономического процветания.

Подготовил Сергей Малинин

Обсудить