Кашмир поделят на семь частей?

Президент Пакистана Первез Мушараф предложил свое решение проблемы, которая уже десятилетия мешает развитию нормальных отношений между Пакистаном и Индией, странами, обладающими ядерным оружием. Мушараф предложил предоставить некоторым частям Кашмира независимость. По другому возможному варианту, эти части могут находиться под совместным контролем Индии и Пакистана или Организации Объединенных Наций.

Это можно сделать, считает пакистанский президент, как только обе страны выведут свои войска из Кашмира. Мушараф предлагает четко определить нынешний "реальный" статус региона, демилитаризовать его, и после этого изменить статус.

Выступая перед дипломатами и журналистами в Исламабаде и переходя с урду на английский, генерал предложил считать Кашмир территорией, состоящей из семи частей. Пять находятся под контролем Индии, две — под контролем Пакистана. Обе страны считают этот гималайский регион неотделимой частью своей территории. Пакистанский президент хорошо понимает, что если две страны останутся на своих позициях, самый "взрывоопасный" территориальный спор в Южной Азии будет длиться очень долго. Или, наоборот, у кого-то сдадут нервы, и территориальный конфликт перерастет в вооруженный.

Сама постановка вопроса о мирном решении кашмирской проблемы уже оценивается как значительный прогресс в отношениях двух стран, настоящий дипломатический прорыв. "Мы достигли такой стадии, когда должны рассмотреть различные варианты, ведущие к решению по Кашмиру", — сказал Мушараф.

Тем не менее, индийское правительство восприняло предложение пакистанского лидера без излишнего энтузиазма. Чиновники в Дели больше всего недовольны тем, что своим планом Мушараф сначала поделился с журналистами, а не направил его в Индию по официальным или неофициальным каналам. Представитель индийского министерства иностранных дел Навтедж Сарна, например, сказал журналистам, что такие предложения должны направляться именно по дипломатическим каналам. Стороны сначала должны обсудить их между собой, а уж потом выносить принятые или предлагаемые решения на суд общественности.

"Мы не считаем, что Джамму и Кашмир — предмет для дискуссии через средства массовой информации", — заявил Сарна. По его словам, проблема Кашмира — составная часть многосложного диалога двух стран. Но, как отметило агентство AP, несмотря на "формальные" претензии к предложению Пакистана, Сарна не стал настаивать, как это обычно делось раньше, на том, что Кашмир — "неотъемлемая часть" Индии.

Гораздо более серьезное сопротивление Мушараф получил у себя на родине. Оппозиция в Пакистане сходу отвергла формулу президента, предложенную им для урегулирования территориальной проблемы. Ее представители заявили, что никогда не позволят Мушарафу менять статус Кашмира против воли людей, живущих там. "Я не думаю, что предложение Мушарафа в интересах жителей Пакистана или Кашмира", — сказал Раджа Зафарул Хак, лидер Альянса за восстановление демократии, коалиции, объединяющей 15 оппозиционных партий Пакистана. Но, как передает AP, некоторые лидеры сепаратистского движения в Кашмире увидели в предложениях Мушарафа "знаки надежды" на то, что приемлемое решение найдется.

Так считают, впрочем, не все. Саид Салахуддин, лидер кашмирской партизанской группы Хизбул-Муджахеддин, наоборот, назвал план Мушарафа "знаком слабости" и отверг призыв президента к обсуждению этой проблемы. Подобное обсуждение лишь разрушит "принципиальную" позицию Пакистана по этой проблеме, считает Салахуддин. А это, по его мнению, приведет к "поражению Пакистана".

Исламабад долгое время добивался проведения плебисцита в Кашмире под эгидой ООН, чтобы выяснить мнение людей, которые там проживают. Мушараф, выступив с последним заявлением, дал понять, что он готов снять требование плебисцита и идти навстречу индийцам.

Салахуддин считает, что в диалог Исламабада и Дели должна включиться и третья сторона — кашмирская. И никакие решения без ее участия приниматься не должны. "Кашмир — это не территориальный спор, не спор между двумя странами",- считает лидер партизанской группировки. Народ Кашмира — вот главная сторона этого конфликта, сказал он.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить