Силовой прием против Фетисова

Президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков не боится никого — ни председателя Агентства по физической культуре, спорту и туризму Вячеслава Фетисова, ни даже президента России Владимира Путина. Ему и намекали, и прямо говорили о том, что пора прекращать разваливать российский футбол и дать порулить игрой миллионов другим, а самому — на почетную пенсию

Но Колосков проигнорировал "ненавязчивый" совет "старших товарищей". И сам перешел в наступление, призвав в союзники президентов других федераций: хоккея, плавания, фигурного катания, спортивной борьбы, гандбола, спортивной гимнастики, конькобежного спорта. С критикой и упреками они обрушились на Федеральное Агентство по физкультуре и спорту и его главу Вячеслава Фетисова. Мол, на себя посмотрите, Вячеслав Александрович, прежде чем других обвинять в плохой работе.

Рано, ох, рано Вячеслав Фетисов поверил в свою победу и объявил, что по его настоянию президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков уходит в отставку! Вячеслав Иванович для начала покивал головой. Однако, оценив ситуацию, заявил, что не гоже государству и его представителю Фетисову вмешиваться в дела общественной организации, коей является РФС. Можно нарваться и на санкции Европейской футбольной ассоциации да Международного олимпийского комитета — вплоть до отстранения от участия в международных соревнованиях. Слова же президента России Владимира Путина о том, что "Колосков хороший человек, но не справляется с работой в новых условиях", глава РФС лишь принял к сведению.

- Рад, что в глазах главы государства я выгляжу хорошим человеком. Но если моя работа его не устраивает, то можно рассмотреть варианты. Вплоть до назначения досрочной отчетно-выборной конференции. На это заседание мы еще раз пригласим Вячеслава Фетисова. Если он придет и докажет, что главный тормоз развития футбола в России сейчас — это президент РФС и его надо поменять, мы этот вопрос обязательно рассмотрим. Но предпринимать какие-либо резкие действия, писать заявление об уходе в настоящее время я не собираюсь. Такие вопросы надо решать цивилизованно, в рамках закона.

Президенты других федераций поднялись на защиту Колоскова. Возможно, корпоративная чиновничья этика не позволила им бросить товарища в беде. Возможно, почуяли, что и над ними нависла опасность. Но возможна и масса других вариантов, например, реальная слабость государственного спортивного ведомства, реальная безалаберность лично Фетисова. Вячеслав Колосков — испытанный боец, прошедший с боями через сотни интриг и заговоров, ситуацией воспользовался на сто процентов.

Объединив соратников, он единым с ними фронтом выступил на специально созванной пресс-конференции. Среди собравшихся (помимо самого Колоскова) — президент Федерации хоккея России Александр Стеблин. Помните, Фетисов же пообещал, что вслед за снятием Колоскова придет черед Стеблина. Кроме того — два вице-президента Олимпийского комитета России: президент Федерации плавания Геннадий Алешин и президент Федерации спортивной борьбы Михаил Мамиашвили. А также весьма уважаемые руководители других федераций по самым популярным в России видам спорта — Леонид Аркаев (спортивная гимнастика), Сергей Чернов (баскетбол), Александр Кожухов (гандбол), Владимир Комаров (конькобежный спорт) и, наконец, опытнейший Валентин Писеев (фигурное катание). Плюс — руководитель правового управления Олимпийского комитета России Александра Бриллиантова.

Все они говорили много и по делу. Формально главной темой оказался "наезд" государства в лице Фетисова на спортивные федерации. Но собравшиеся президенты постарались доказать (и, надо признать, у них это неплохо получилось), что работу свою они выполняют, не благодаря поддержке государственных органов, а скорее — вопреки. И Фетисову вместо того, чтобы лезть не в свое дело, было б неплохо самому сделать что-нибудь полезное для развития отечественного спорта. Речи на заседании были зажигательные и эмоциональные. Было видно, что спортивные начальники говорил от души и о наболевшем. Причем, в отличие от Фетисова, — с цифрами и фактами.

Президент Союза гандболистов России Александр Кожухов прямо заявил, что устал в одиночку, без поддержки государственных спортивных структур тащить на себе отечественный гандбол, искать деньги на то, чтобы оплатить билеты и проживание игрокам сборной, выступающей за рубежом, выбить приемлемые условия для тренировок и так далее и тем маразмам подобное... А потому уходит. Другие об уходе пока не говорили. Но и боли, высказанной Кожуховым, достаточно, чтобы понять: хлеб руководителя общественной организации — это не только загрансливки с золотым медом, но и черпачок дерьма от безразличного государства и вредных обстоятельств.

Впрочем, дадим слово главным ораторам.

Александра Бриллиантова:
- Международные спортивные организации декларируют и отстаивают принцип невмешательства государства в работу национальных федераций, которые являются общественными организациями. Это отражено в уставах международных федераций, в Уставе Международного олимпийского комитета, закреплено нормативно-правовыми актами на общеевропейском и международном уровне. В случае нарушения этих принципов Россию могут исключить из Олимпийского движения.

Вячеслав Колосков:
- Я хочу развенчать созданный Фетисовым миф о том, что наши федерации бесконтрольны и безответственны. Видимо, Фетисов не знает сути дела либо намеренно искажает факты. Да, мы имеем право принимать самостоятельные решения, но при этом мы зависимы от общества. И у того же Фетисова есть рычаги управления федерациями, просто он не умеет ими пользоваться. Руководитель Агентства даже ни разу не пришел на заседания Исполкома с тем, чтобы вникнуть в суть того или иного вопроса, на месте попробовать разобраться в ситуации, высказать свои замечания, свою точку зрения. А ведь мы его звали!

Что касается финансов, то мы получаем деньги от государства, но — минимум. В основном мы живем за счет своих сил. Семьдесят процентов средств, потраченных на российский футбол, в этом году мы добыли своей деятельностью и лишь тридцать процентов получили от ФИФА, УЕФА и государства. Значит, мы умеем работать. Из всех расходов на первую сборную лишь 2 % были выделены государством, а 98 % - наши средства. Но у нас же еще 15 сборных команд всех возрастов и полов! Мы содержим за свой счет 9 государственных тренеров, которые работают на периферии.

Еще надо спросить, продолжил Колосков, построило ли Агентство или его предшественник Госкомспорт хоть одно футбольное поле в России? Нет. Мы же строим регулярно — для школ, для спортинтернатов. Пока нет порядка в спортшколах, в детском футболе, у нас не будет результата на высшем уровне. Наш нынешний максимум — участие в финальных стадиях чемпионата мира и Европы. Вот у молодого поколения есть будущее, наши юношеские сборные дают результат. Но эту молодежь растит РФС.

Политика Фетисова — ввести общество в заблуждение, мол, пока он не наведет порядка, будет бардак. Но наводить порядок нужно на основании закона. Мы должны вместе делать дело, а не рубить голову и потом козырять этим.

Александр Стеблин:
- В российском хоккее много проблем. В начале 90-х наш хоккей находился в вакууме, и мы только-только поднимаемся на ноги. Я благодарен тем работникам федерации, руководителям клубов, которые вытащили на своих плечах много трудностей. Мы хотим идти вперед, нам нужна поддержка от государства, а получается наоборот. Вы посмотрите, из Агентства ушли люди, там сейчас не с кем работать. Элементарно, заместители у Фетисова хотя бы есть или они ему не нужны?

Да, Федерация хоккея строит катки, дворцы, но своими силами, где-то — с помощью спонсоров, где-то — с помощью губернаторов, нередко — объединив усилия. А взаимосвязи с государственными органами нет. У нас 8 сборных команд, но мы не можем укомплектовать их тренерскими кадрами. Наш бич — потеря детских школ, но восстанавливать их никто не спешит. А где помощь государства?!

А главная сборная?! Сейчас мы лихорадочно ищем, где будет готовиться команда к Московскому этапу Евротура. Что касается денег, то затраты государства на хоккей — от 8 до 18%. Остальные деньги выделяет Федерация. Представляете, в этом году Агентство отказалось финансировать сборы юношеских команд, хотя мы договаривались об этом заранее.

Леонид Аркаев:
- В Афинах мы выступили не так успешно, как это было раньше. Но разве у нас был резерв?! Детские школы не работают. Во второй состав сборной вынужденно берем спортсменов уровня второго разряда — сами обучаем их элементам высочайшей сложности! О каких медалях в этом случае речь?

У нас не хватает тренеров — они разъехались по заграницам. В нашем виде спорта мало денег, ситуация складывается непростая, а помощи нет. Наверное, это помощь — перед Играми отремонтировали для сборной зал. Но вместо 3 месяцев ремонт длился полгода, и все это время мы ютились по разным углам! И это во время важного этапа подготовки к Олимпиаде. Конечно, я могу уйти со своего поста. Вот только кому от этого будет лучше?!

Михаил Мамиашвили:
- Состав сборной России мы набираем из 5 регионов! В остальных — пустота. Нет тренеров, которые могут увлечь ребят, воспитать из них настоящих мужчин. В начале 90-х было много сделано, чтобы такие тренеры ушли из спорта. Сегодня, стараясь воспитать детей, мы помогаем государству решать социальные проблемы. Так пусть и оно ответит добром. Мы обязаны нйати форму взаимодействия. Федерации и государственные спортструктуры должны быть единым организмом, и если мы будем отмежевываться друг от друга, ничего хорошего не получится...

Вот так. Вячеслав Фетисов, попытавшись скинуть Колоскова, попал под силовой прием не одного, а сразу нескольких соперников. Причем прием такой, после которого подниматься очень непросто. Главе Агентства по физкультуре и спорту указали — прежде чем спрашивать с других, нужно подумать о том, что ты сам на организационном уровне сделал для российского спорта. И что будет, если Международные спортивные органы вдруг узнают, что государство решило вмешаться в деятельность их национальных подразделений. Так что Фетисову нужно хорошенько подумать, прежде чем ответить на выступление оппонентов. А времени у него мало, как и опыта борьбы с чиновниками мирового ранга типа Колоскова и Стеблина.

Но говорить о том, что Фетисов проиграл, тоже пока не стоит. Судя по всему, впереди нас ждут долгие неспортивные баталии. Вот только пойдут ли они на пользу российскому спорту?!

Арсений Деточкин

Фото с сайтов "Телеспорт" и ИА"Стадион"