Андрей Илларионов - не-статский советник Президента

Для роли "серого кардинала" он слишком публичен и эмоционален. Его зажигательные спичи вызывают неоднозначную реакцию в обществе. Возникает закономерный вопрос: способствуют ли его советы удвоению ВВП, повышению конкурентоспособности России и, что немаловажно, общественному согласию?

Россия — страна крайностей: уничтожив СССР, а вместе с ним советскую идеологию, власть имущие "позабыли" дать обществу новые жизненные и духовные ориентиры. В результате мы имеем какофонию, хаос и массовую народную депрессию, которые только усиливаются, несмотря на высочайшие уверения, что "жить стало лучше, жить стало веселее". Естественно, ведь без идеалов люди начинают хрюкать и пить "горькую". Но, спрашивается, откуда им, идеалам, взяться, если нет героев и буквально все биографии лидеров власти словно написаны под копирку. Отсюда и политическая пассивность народа, который жаждет зрелища, и может принять только образ, но никак не идею: "Власть манипулирует массами, массы одурманены футболом", — пишет современный исследователь масс Жан Бодрийяр. Казалось бы, первая задача советников — создавать образные идеи, способные увлечь, вдохновить и дать стимул трудиться на благо и процветание страны. Без этого никакой подъем экономики в принципе невозможен... Но носители идеи — это реальные люди, и среди них — советник Президента Андрей Илларионов.

Слово и дело

Чиновничья биография Андрея Илларионова не дает никакой пищи воображению. Учился, защитил кандидатскую, возглавлял институт Экономического анализа (сразу возникает подсознательное недоверие и к уровню российской науки). Обычный такой карьерист. И только один вопрос буквально струится в воздухе: почему именно он — Советник президента, а главное — что такого мудрого он может насоветовать по поводу решения экономических вопросов?

Ответ, который на поверхности — "прост как правда": "Родился 16 сентября 1961 года в Ленинграде. Окончил экономический факультет ЛГУ, аспирантуру ЛГУ" и т.д., и т.п. Еще один "птенец гнезда Петрова", — делают вывод если не все, то многие. Действительно, формальные признаки налицо. Но в Петербурге — множество экономистов, и, вероятно, есть что-то и в самом Андрее Николаевиче, что выделило его среди всех и вознесло высоко на политический Олимп. Ведь "советник" согласно словарю Владимира Даля, — "кто советует кому-либо что-либо", а также "друг, приятель". "Совесть — верный советник", — говорили когда-то в народе. Но в "стране советов", где, по Ленину "каждая кухарка смогла бы управлять государством" отношение к советам и советникам по естественным причинам изменилось. И современные носители языка трактуют это слово следующим образом: "главный, канцелярский, эксперт".

Что до самого Андрея Николаевича, то он легко мог произвести впечатление "друга и приятеля" только своим наименованием, так как яркий "звукокомплекс" Андрей Илларионов сам по себе является суггестивным , мягко кодирует, вызывая эйфорию. Такой вот постоянный сеанс массового и личного гипноза.

Политический детектив

Политический детектив Б. Акунина "Статский советник" начинается с явления мнимого Эраста Фандорина, убившего генерала. Затем следует долгое разбирательство, в момент которого истинный Фандорин должен не только снять с себя подозрения, но и установить истину. При этом популярность данного тайного чиновника среди "нигилистов" очевидна (ведь именно его имя использовано для совершения террористического акта), несмотря на видимое отсутствие публичности. У Илларионова, напротив, публичности в избытке. Бойкая, излишне эмоциональная речь "советника" вполне этому способствует, оживляет формальные заседания и вносит детективный элемент в его бурную деятельность. Например, советник главы государства по экономическим вопросам, который, кстати, всегда предлагал Кремлю и правительству платить "по полной программе", называет помощь ВМФ " шприцем, на который подсажена страна ". Не менее образно оценил Илларионов и реализацию Киотского протокола : " Сначала мы хотели назвать этот договор таким межгосударственным Госпланом, но потом поняли, что Госплан был гораздо более гуманным, и поэтому должны были назвать Киотский протокол межгосударственным ГУЛАГом". Но все-таки"вГУЛАГе каждый день давали примерно ту же самую пайку, и она не уменьшалась день ото дня, а согласно Киотскому протоколу пайку с каждым днем предлагается уменьшать ". Но, в конце концов, заключил, что " пришлось назвать Киотский протокол межгосударственным Освенцимом" и "договором смерти ".

Общественное поведение данного "государственного мужа" вызывает некоторое, мягко говоря, недоумение. Так, в ноябре 2002 года в Бостоне на Гарвардском симпозиуме по инвестициям в Россию "Андрей Илларионов, яростный противник реформы российской энергетики "по Чубайсу", обрушил проклятия на Сергея Дубинина, причем дело едва не дошло до рукопашной". "Американские предприниматели были в шоке. По сути, Илларионов убеждал иностранных инвесторов в нецелесообразности осуществления капиталовложений в российскую электроэнергетику ". В общем, Даллес с его программой "разрушить Россию изнутри" может отдохнуть — у нас для этого свои обаятельные советники имеются.

По делу и совет держать

Таинственная русская душа имеет свои принципы отбора и советов и тех, кто их предлагает. Известны новейшей российской истории, например, советники высоких должностных лиц, все доверие к которым основывалось на "близости к телу" в буквальном смысле: в момент увлечения "тела" спортом они делали ему массаж и мазали зеленкой ссадины. Логика железобетонная: если можно доверить человеку самое дорогое, то почему бы ему и регионом не поруководить?

Настораживает излишняя горячность советника Илларионова в защите интересов олигархов: " Показателем политической зрелости страны и ее руководства является способность спокойного отношения к ЧУЖОЙ собственности — независимо от ее размеров, способов хранения и использования. Независимо от того, каковы размеры Центрального банка и размеры стабилизационного фонда, сколько денег лежит на счете твоего соседа — будь его фамилия Иванов или Ходорковский ".

Вряд ли людей так уж эмоционально задевает размер стабилизационного фонда страны , а вот перечень олигархов, чьи интересы якобы лоббирует советник, согласно наблюдениям некоторых аналитиков, может быть очень даже продолжен: Дерипаска, Абрамович, Мельниченко, Махмудов, Абрамов. Вот только Анатолию Чубайсу по какой-то причине не нашлось места на этом празднике жизни. Зато народные трудности не вызывают у советника президента абсолютно никакого сочувствия — у них, мол, и так все в порядке: " Кому-то именно сегодня нужны средства на лекарства, на питание, кому-то трудно платить за жилье, за образование. Но жизнь — довольно жесткая штука ..."

"Слово и дело" - это своеобразный пароль опричников Ивана Грозного, открывавший двери и закрома идеологических и экономических противников. " Я все-таки советник президента. Я могу соглашаться с президентом, могу не соглашаться, но моя бюрократическая обязанность — отстаивать точку зрения, высказанную президентом, или уходить в отставку ", — утверждает Илларионов. В отставку он не уходит: " Не знаю, какие планы у Чубайса, но я стреляться не собираюсь ". Более того, он занимает активную наступательно-оправдательную позицию: " Качество экономической политики в России все ухудшается ", — констатирует советник президента по экономическим вопросам с 2000 года. И дает собственное объяснение сложившейся ситуации: " Особо негативный вклад в экономику вносит дело ЮКОСа ". Означает ли это, что правая рука президента не ведает, что творит левая ? Советники интригуют, ссорятся и делают противоречивые заявления, а страна как-то управляется сама по себе. И вряд ли ее ждут в будущем истинное процветание, удвоение ВВП, укрепление конкурентоспособности и "совет да любовь"...

Ирина Черепанова

Читайте также: Вольный Дмитрий Козак , Сергей Иванов — авторитетный симулякр большой политики , Сергей Шойгу — летучий руководитель "братского" типа , Любовь Слиска: старая-новая сказка , "Собачье сердце" по Владимиру Жириновскому , Наш выбор: самурай или химера?

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить