Отрывки из книг Андрея Колесникова: «Я Путина видел», «Меня Путин видел»

Путин появился в полночь
7 мая 2000 года в Андреевском зале Государственного Кремлевского дворца состоялась церемония инаугурации Владимира Путина .

Инициативная группа из ближайшего окружения первого президента России две недели назад убедила всех заинтересованных лиц, что церемония должна состояться не в Государственном Кремлевском дворце, больше известном съездами КПСС, а в Большом Кремлевском дворце, еще больше известном торжествами по случаю коронаций царствующих особ. Перенос церемонии из ГКД в БКД, безусловно, соответствовал масштабу предстоящего события.

Председателю Центризбиркома Александру Вешнякову запретили отдавать удостоверение президента Владимиру Путину прямо в Андреевском зале. Тогда господин Вешняков исхитрился сделать это вообще на день раньше инаугурации, пока это еще хоть кого-то интересовало.

Была проведена работа и с патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Он несколько последних дней перед инаугурацией не скрывал своего твердого намерения тоже принять посильное участие в церемонии, мотивируя это свое намерение тем, что в прошлый раз, четыре года назад, он ведь уже участвовал, и ничего страшного не случилось. Патриарху в конце концов прямо сказали, что тогда надо приглашать муфтия и всех остальных. Он сразу согласился, что это явный перебор. Таким образом, и эта проблема была разрешена.

Накануне инаугурации весь кремлевский полк получил трое суток увольнения. Последняя репетиция состоялась перед самой церемонией. В ней приняли участие все главные действующие лица, кроме Владимира Путина и Бориса Ельцина. Массовкой размером в полторы тысячи приглашенных стал полк специального назначения, подъехавший из ближайшего Подмосковья.
Собственно говоря, на этот раз его миссия состояла в одном: проверить, сколько же человек вмещают три зала Большого Кремлевского дворца и сколько гостей смогут уместиться на полутора метрах по обе стороны ковровой дорожки, по которой пройдет Владимир Путин.

Эксперимент показал, что если не толкаться локтями и не наступать друг другу на пятки, то полторы тысячи человек с комфортом продемонстрируют свое уважение без пяти минут президенту России.

Генеральная репетиция прошла хорошо. Единственное замечание в тактичной форме сделали только председателю Конституционного суда Марату Баглаю, длинная речь которого привела в нехорошее замешательство организаторов. Господину Баглаю посоветовали подумать, как сократить выступление в несколько раз, но так, чтобы оно не утратило первоначального смысла. Для убедительности ему показали секундомер, который в этой церемонии по важности мог сравниться разве что с Конституцией РФ.

На фоне Марата Баглая хорошо смотрелся отсутствующий председатель Центризбиркома. Речь, которую прочитали за него, была ограничена несколькими рублеными фразами, из которых лишний раз следовала неизбежность прихода к власти нового президента Владимира Путина.

Когда все было кончено, близко к полуночи в малоосвещенных залах Большого Кремлевского дворца, никому заранее не сказавшись, появился сам Владимир Путин. В полной тишине он прошел тот путь по ковровой дорожке, который ему предстоял и следующим утром. Показанный результат удовлетворил Владимира Путина. Все было правильно. По словам очевидцев, спал в эту ночь Владимир Путин, как обычно, хорошо.

Владимир Путин вошел в Георгиевский зал как положено, ни раньше, ни позже. Люди, хоть чуть-чуть знающие его, понимают, чего ему это стоило. Он шел по Георгиевской дорожке очень прямо, размахивая левой рукой и не глядя ни на кого из присутствующих. Многие сочли это за чудовищное волнение, однако Владимир Путин действовал строго по сценарию, в котором его взгляду не отводилось никакой роли.

Он, видимо, и сам хорошо понимал, что стоит ему на кого-нибудь посмотреть, как наверняка придется здороваться, хотя бы кивком головы... и так полторы тысячи раз. Нет, он прошел сквозь строй, не задев никого своим взглядом.

Первому президенту России Борису Ельцину пришлось начать свое выступление фактически с импровизации, так как два телесуфлера, которыми должны были пользоваться выступавшие, стояли так неудачно, что на них падали блики от яркого света софитов, из-за которых было совершенно невозможно разглядеть текст на экране. Борис Николаевич, у которого накануне не было задачи заучивать свою речь наизусть, попал, безусловно, в трудное положение, но вышел из него. После двух минут импровизации он отступил на несколько десятков сантиметров и нашел такое положение, при котором текст на телесуфлере был хоть как-то виден. Уж не знаю, успел ли он шепнуть об этой проблеме своему преемнику, но тот не растерялся и сделал все четко.

Ураганный визит Владимира Путина, или Как президент чуть не попал в чрезвычайную ситуацию
Довольно поздним вечером Владимир Путин прилетел в Татарстан, чтобы на следующий день поучаствовать в татарском национальном празднике Сабантуй. Там он подарил татарскому народу несколько сюрпризов и одну легенду.

Владимир Путин прибыл в Казань и тут же поехал в татарский Кремль, чтобы принять участие в совещании по проблемам ликвидации последствий урагана, обрушившегося на республику 19 июня. Вообще-то ураган был не такой уж и сильный. И в Татарстане не очень понимали, зачем оно нужно, совещание, ведь татары могли бы и сами справиться, тем более что от урагана пострадали и другие регионы страны. Но говорят, что на этом совещании очень настаивал министрМЧС Сергей Шойгу. Наверное, он хотел показать себя Путину в деле. И добился своего.

Потом наступила ночь, и все пошли спать. Следующий день обещал необыкновенное. В Казани наступал Сабантуй, праздник всех татар. Ельцин на Сабантуе, как известно, разбил горшок.

Короткое слово взял президент Шаймиев. Я его не узнал. Вчера на совещании по урагану этот человек виртуозно излагал свои непростые мысли хорошим русским языком, а тут, перед своим народом, он вдруг словно нарочно забыл его.
- Ваш приезд в наш народ, — сказал он, как будто еще и пародируя предыдущего оратора, — она отзовется добрые пожелания вашей деятельности, направленная на улучшение условий населения.
Вот так он сказал, и тут было о чем задуматься. Потом несколько слов произнес Владимир Путин.
- Никогда, — говорит, — не подозревал, что это настолько широкий праздник.
Может, с Масленицей перепутал.

Не выдержал он у глубокой миски с катыком — татарским кислым молоком. Национальная забава состоит в том, чтобы найти в этой миске монету. Нашел — молодец. Кто-то спросит: а зачем это? Не скажите. Ведь любая национальная забава и отличается прежде всего своей полной бессмысленностью. Вот и президент нашей страны стащил футболку, бесстрашно обнажив торс, на него надели белый халат, очень напоминающий смирительную рубашку, и он нырнул с головой в катык.

Его не было долго. Так долго, что я испугался. Вынырнул он с монеткой в зубах. Да, теперь будет так: Ельцин разбил горшок, а Путин нашел денежку в катыке. И этой истории теперь суждена долгая самостоятельная жизнь, ибо через несколько минут я уже слышал от одного татарина, что монетку эту ему выдали гораздо раньше и все это время он держал ее за щекой... а с ним спорили, что Путин не такой и что, если надо, мог и пять минут в катыке провести, потому что таких легких нет ни у одного президента в мире...

Как Путин взял Видяево
Поездка Владимира Путина 24 августа в Видяево оставила больше вопросов, чем ответов. Как его там встретили? Как проводили? Как он там себя чувствовал? Почему почти ничего не показали по телевизору? На что реально могут рассчитывать родственники подводников? Почему, наконец, там отменили траурный митинг?

Люди начали ждать президента часов с пяти вечера. Приехал он почти в девять, но никто даже не подумал возмущаться, потому что все это было не главное и потому что он все-таки приехал. И теперь они готовились сказать ему все.
- Ну и самоубийца! — легко удивилась пожилая женщина на
крыльце Дома офицеров. — Приехал все-таки. Да мы же сейчас
его на куски порвем!

Путин был в черной рубашке и черном костюме, прошел в зал. Около полутысячи человек заполнили все места и единственный проход. Адмиралы негромко распоряжались убрать из зала прессу, которой и так практически тут не было. Я не увидел даже съемочной группы РТР, которая прибыла за час до приезда президента. Никто из посторонних не мешал диалогу президента с его народом.

Иностранные спасатели, по его словам, официально предложили свою помощь 15 августа. Ее сразу приняли. Только на шестой день они залезли в девятый отсек.
- А если бы мы попросили 13-го? Залезли бы в лодку 19-го.
Вряд ли бы что-то изменилось.
- Да что же, у нас нет таких водолазов? — крикнул кто-то в
отчаянии.
- Да нет в стране ни шиша! — рассердился президент страны.

Потом было еще много вопросов. Предложили дать Видяеву статус ЗАТО.
- Ну зачем же? — спросил Путин. — Одни жулики у вас соберутся, ну в лучшем случае подмандят внешний вид пары зданий. Женщины меня простят за такое выражение?

Женщины простили. Президент полностью овладел залом. Этот зал принял даже его ответ на самый тяжелый вопрос: почему он так поздно приехал?

- Первое желание такое и было, — признался Путин. — Приехать сразу. Но потом подумал: один слух, что я приеду, что бы тут произвел? А сколько людей я бы привез? Да мы бы вам не дали работать. А как было бы просто. Я бы легко прикрыл себе одно место. Команды бы раздал, кто-то не выполнил — получите!

Встреча продолжалась два часа сорок минут. Он ушел президентом этого народа, который до этой встречи готов был разорвать его. На следующий день все родственники уже писали заявления с просьбой о материальной ссуде в размере среднего оклада офицера за десять лет. Митинг памяти, вызвавший столько ярости, когда о нем сказал Куроедов, Путин по просьбе родственников отменил. По кораблю "Свирь" ходят вежливые офицеры и предлагают родственникам помочь купить билеты домой. Те соглашаются. Все теперь тихо в городке Видяево.

Президент попал в газету
13 марта в газету "Известия", которой в эти дни исполнилось 85 лет, приехал президент России Владимир Путин. Владимир Путин, по его словам, уже был в редакции "Известий", но никто из нынешнего руководства газеты об этом, похоже, не знал. Во всяком случае, все удивились и кто-то даже переспросил президента, когда же это случилось. Президент сказал, что лет, наверное, пять назад. Только главный редактор Михаил Кожокин заметил, что Анатолий Собчак, да, любил сюда заезжать в свое время.

Владимир Путин начал с осмотра выставки фотографий, сделанных в разные годы корреспондентами "Известий". Президент заинтересовался той, на которой была изображена нефть, добытая в 1954 году (автор фото Виктор Ахломов с удовольствием дал пояснения), а также снимком принцессы Дианы в окне автомобиля.
- Очень красивая, — отметил президент.

Владимир Путин попал в аварийную ситуацию
21 июля президент России Владимир Путин в простом русском городе Петрозаводске сделал то, что до него удалось только одному человеку. Человека этого, как известно, звали Иисус Христос.

Ничто не предвещало беды. И пришла она, как всегда, откуда не ждали. В петрозаводской программе Владимира Путина значились традиционные мероприятия. Правда, в последний момент появился пункт о посещении Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината. Но никто не придал этому особого значения.

Один (ветеран — прим. ред.) довел до сведения президента, что правительство в спешном порядке отменяет все льготы для ветеранов войны и труда. Господин Путин был, впрочем, в курсе, и более того, сообщил, что да, льготы отменяют, но не все и не ветеранам. Пострадают члены их семей.

- А за что им платить-то? — спросил президент у ветеранов, явно рассчитывая на понимание. — За то, что они ваши родственники? Федеральные власти должны взять на себя только тех, кто
реально проливал кровь.

- А я, например, ветеран труда! — сказал один дедушка. — Работал и работал...
- Конечно. Вот и надо сделать так, чтобы система была
справедливой, — пожал плечами господин Путин.
- А я и ветеран войны тоже, — добавил этот дедушка.
Оказывается, он просто рассказывал президенту всю свою жизнь.
У других ветеранов президент интересовался размерами пенсии. Один, полковник запаса, получает 6400 рублей в месяц и не стыдится этого. Наоборот, хочет получать десять тысяч.
- Ну и молодец! — похвалил его президент и даже похлопал по плечу.

Другой ветеран неожиданно передал президенту привет от братвы.
- Вам привет от матросов и всей братвы, Владимир Владимирович! — так и сказал этот старик.
Президент кивнул. Видимо, он понимал, о чем речь.
Потом президент поехал в Кондопогу, это километрах в 40 от Петрозаводска. Там-то, на ЦБК, все и случилось.

Именно в этот день, такое совпадение, на ЦБК должны были запустить новую бумагоделательную машину. Это был большой праздник в жизни ЦБК. Комбинат готовился к нему много дней и даже несколько ночей. Журналистов оставили одних — ждать президента. Когда до его прихода осталось минут пять, из
одной трубы, которая уходила куда-то в другие трубы, хлынула жидкость. Невозможно было сказать, что это за жидкость. Немного обнадеживало, что она была без цвета и запаха. Но согласитесь, вряд ли на современном предприятии (к тому же градообразующем) из трубы должна фонтаном бить струя жидкости, быстро заливающей пол и все, что на нем, в том числе многочисленные электрические кабели. Дураков оставаться в цехе наладки не было. А что, если это не вода, а кислота для растворения всего живого?

Специалисты, предусмотрительно сидевшие в соседней комнате, сказали, что ничего хорошего, конечно, не произошло. Это была полноценная авария.

В этот момент в цех наладки вошел президент Российской Федерации Владимир Путин. Воды на полу в некоторых местах было уже по щиколотку, и она постоянно продолжала прибывать. Путь к отступлению мгновенно оказался отрезан. Но Владимир Путин и не собирался отступать. Он просто поднялся по небольшому парапету, который увидел среди труб и настилов, и миновал таким образом район бедствия.

Следовало отдать должное воле и выдержке этого человека. Он, казалось, не колебался ни одной секунды. Такие мгновения в жизни каждого человека и называются моментами истины. За ним без оглядки пошел и весь его народ: полномочный представитель по Северо-Западному федеральному округу Валентина Матвиенко, президент республики Карелия Сергей Катанандов и директор ЦБК Виталий Федермессер...

Обойдя подтопленные места (специалисты к этому моменту сошлись в едином мнении, что это все-таки скорее всего вода), президент вошел в соседний зал. Тут-то и выяснилось, что беда не миновала. Соседний зал, где стоял главный агрегат новой машины, тоже был затоплен. И там уже вовсю шли аварийно-спасательные работы. Два юноши с удивительным упорством работали швабрами, стараясь разогнать воду под ногами президента. Всем своим видом и поведением молодые люди вызывали искреннюю жалость. Сизифов был этот труд.

Что должен был сделать президент страны, претендующей на то, чтобы снова стать великой? То же, что и сделал Владимир Путин: пойти по воде. И он пошел. Злые языки скажут, что если бы не близкий старт предвыборной кампании, то, может, Владимир Путин повел бы себя по-другому. Может, он пожелал бы, оставшись на парапете, выслушать подробный рассказ о принципе действия новой бумагоделательной машины. Может, придумал бы что-нибудь еще. Но мне все-таки кажется, что в тот драматичный для всей истории нашей страны момент, когда все могло остановиться на парапете или даже повернуться вспять, президент меньше всего думал о своем рейтинге. В лучшем случае он думал о том, удастся ли потом спасти ботинки.

Нет, прошел и, кажется, даже не замочил ног, хотя ведь было глубоко. Истории, как мы знаем, известен еще только один такой случай. Как же давно это было! И как заждались мы второго такого прохода!

И еще мне кажется, что не должен, ни в коем случае не должен казнить себя за эту позорную на первый взгляд аварию заслуженный директор Кондопожского ЦБК господин Федермессер. Ну и что с того, что бумагоделательная машина не заработала (сотрудники потом долго жали на все подряд кнопки на пульте управления этим чудом техники, но оно, как ни старалось, таки не выдало ни одного рулона бумаги). Ничего страшного. Зато страна, если прислушается к этому рассказу, навсегда запомнит, как и где ее президент ходил по воде аки по суху.

Президент принял страну как должное
7 мая 2004 года в Большом Кремлевском дворце (БКД) прошла церемония инаугурации президента Российской Федерации Владимира Путина.

Организаторы долго готовили парад на лошадях на Соборной площади. Достаточного количества лошадей в кремлевском полку не нашлось, и недостающих привезли из конного полка Мосфильма. Мне рассказывали, что, когда с лошадьми начали работать, обнаружилась одна трагическая подробность: при первых звуках музыки лошади падали ниц. Хорошо хоть не замертво.

Выяснилось, что накануне они участвовали в съемках некоего исторического фильма, и тогда специально обученным дрессировщикам стоило чудовищных усилий уложить их на землю под музыку какого-то марша. Потом все стало, слава богу, получаться, и эпизод с падающими лошадями был отснят на славу.

Кто же тогда мог знать, что через короткое время России потребуются лошади, твердо стоящие на ногах. Увы, первое время на Соборной площади лошади под звуки российского гимна продолжали делать то, к чему только-только наконец-то привыкли. В результате до последнего момента уверенность в том, что они устоят на ногах при виде Владимира Путина, отсутствовала. Но смысла лишний раз суетиться уже не было. Накануне инаугурации лошадям задали корма и оставили их в покое.

Между тем кое-кто именно в эти минуты занимался важнейшими делами и решал несиюминутные вопросы. Так, режиссер Никита Михалков обнял президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова и долго что-то шептал ему на ухо, а когда тот довольно сдержанно, надо сказать, кивнул, громко обрадовался:
- Значит, сделаешь, батя, ладно?!

И уже через полминуты режиссер обнимал губернатора Краснодарского края Александра Ткачева и что-то шептал на ухо уже ему. Конечно, так-то к ним не наездишься.

Общее, я бы даже сказал страстное внимание было приковано к бывшему главе администрации президента России Александру Волошину. Сначала к нему подбежал бывший министр сельского хозяйства, а ныне просто депутат Госдумы Геннадий Кулик и сгоряча так обнял господина Волошина, что оба чудом не упали. Отовсюду к Александру Волошину тянулись руки (тянулись ли они так же в день его отставки?). Он едва успевал пожимать их. Откуда-то справа раздался командный голос:
- Александр Стальевич! Дорогой!
Такой голос мог принадлежать только одному человеку — начальнику Генштаба Анатолию Квашнину. И они тоже обнялись, причем генерал Квашнин от души стукнул господина Волошина по спине. Появление в Кремле после долгого перерыва стало в результате непростым испытанием для бывшего главы администрации.

Были все-все, исключая исчезнувшего еще до первых майских праздников главу "Интерроса" Владимира Потанина. Его в Александровском зале не увидел никто. В Андреевском его не было тем более. Если он даже и был в последнем (прежде всего по степени значительности), Георгиевском, то есть вместе с неистребимым корпусом депутатов Госдумы, то и эта изоляция уже сама по себе многое значила бы. Но и там его не было. Пропал человек. Не в Киеве ли поискать?

Владимир Путин вышел из машины и поднялся по лестнице на второй этаж. Он шел, как мне показалось, точно так же, как и четыре года назад: активно махая одной рукой и прижав другую и почти не глядя на людей, аплодирующих ему. В этом смысле он никому не дал шанса отличиться. Церемония, как все видели, была довольно короткой. Президент даже не стал надевать тяжелую цепь, символ власти. И правильно: без скипетра она вообще не смотрится.