Куда пропали льготные лекарства

Реализация закона о замене льгот денежными компенсациями , в народе называемого попросту монетизацией, превратилась в перманентный скандал. Уже сейчас очевидно, что многочисленные просчеты, допущенные всеми ветвями власти на всех уровнях будут стоить кое-кому карьеры.

Одним из главных провалов реформы стала разъяснительная кампания. Как известно, даже эшафот можно "пропиарить", как быструю путевку в лучший мир... Первые митинги против монетизации начались еще в июле, а спустя полгода чиновникам приходится с пеной у рта доказывать свою правоту на пресс-конференциях.

О том, как "осваивались" государственные деньги, отпущенные на пропаганду новых реформ, ПРАВДА.Ру еще напишет. Сейчас же мы сделаем акцент на одной из сторон монетизации — обеспечении льготников бесплатными лекарствами.

Вчера удивительным образом совпало два события: был запущен слух о некоем "секретном отчете о льготных лекарствах", бродящем по Госдуме. По словам корреспондентов "Комсомольской правды", заглянувших в отчет, во многих регионах поставки льготных лекарств не превышают 30% от необходимого, а в некоторых эта цифра составляет всего 15%. Даже без этих цифр на слуху повсеместные очереди за лекарствами, то и дело раздаются удивленные возгласы, что тех или иных привычных лекарств в "льготном" перечне не оказалось.

Вчера же эти панические настроения с переменным успехом опровергались на пресс-конференции "'Острые углы' социальной реформы. Как решить проблему льготного лекарственного обеспечения?". На ней представители парламента, фармацевтического бизнеса и надзорных органов убеждали собравшихся журналистов, что все на самом деле не так плохо, как кажется.

Один из основных докладчиков, председатель подкомитета Совета Федерации по здравоохранению, обороту и использованию лекарственных средств, медицинскому страхованию Борис Шпигель начал с цифр. Сперва он развеял миф о том, что пресловутые 350 рублей на лекарства — это все, на что может претендовать один льготник. "350 рублей в месяц — это не конечная сумма, а СРЕДНЯЯ страховая компенсация", — сказал Шпигель. Иными словами, 50,8 млрд рублей, выделенных на дополнительное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан будут распределяться согласно марксистскому принципу "каждому по потребностям". И в результате, утверждает сенатор, получится больше чем раньше. Действительно, не все же болеют сразу. Один из выступавших даже добавил, что те больные, на лечение которых нужны сотни тысяч рублей в месяц, не останутся в обиде — им тоже хватит.

Борис Шпигель искренне возмущался, комментируя слухи о дефиците лекарств для льготников: "Да их огромное количество завезено в разные субъекты!". По его словам, за последнее время лекарственных препаратов для льготных категорий граждан выписано в 4,а в отдельных случаях в 6 раз больше, чем в том же периоде 2004 года.

Корень нынешних проблем, резюмируя мнения выступавших, кроется в двух сферах: во-первых, это пороки российского фармацевтического рынка, которые со всей остротой вскрылись именно в момент изменения системы льготного снабжения лекарствами. В-вторых, чиновники считают, что имеет место саботаж на местах, особенно в разъяснительной работе.

Причем разъяснять надо в первую очередь врачам и аптекарям. Многие из них, не обнаружив в реестре знакомых названий лекарств спешат заявлять, что соответствующие болезни лечить нечем. Здесь-то и зарыта "собака". Дело в том, что производители лекарственных средств, действующие в России продвигают в первую очередь "брэнды". Например, как отметил руководитель отдела стандартизации здравоохранения московской медицинской академии им. Сеченова Павел Воробьев, обычный парацетомол в России проходит под 140 названиями! Его можно увидеть в аптеках под самими разными брэндами: и "Альведон", и "Солподеин" и так далее. Старый добрый панкреатин от желудка продается под десятками названий, более известных как потребителю, так и врачам: "Мезим Форте", "Энзистал", "Креон". По утверждению одного из выступавших, они почти ничем кроме цены друг от друга не отличаются. И таких "брэндов" - тысячи! Неудивительно, что, с учетом нехватки квалифицированных кадров, врачи и аптекари зачастую знакомы с лекарствами только с телерекламы. И когда из реестра лекарств, положенных льготникам исчезает знакомая марка, врач начинает бить тревогу: изжогу лечить нечем! При этом не подозревая, что те же таблетки могут быть просто в другой упаковке.

При этом, как утверждалось на конференции, соответствующие справочники были составлены и распространены по регионам еще в конце прошлого года. Но их, то ли по недосмотру, то ли по злому умыслу, не размножили и не довели до врачей.

Впрочем, со стороны "людей в белых халатах" не исключали и злой умысел. Недобрым словом помянул фармацевтическую "мафию". Шпигель рассказал о случаях, когда врачи вступали в преступный сговор с аптеками или дистрибьюторами лекарств, принуждая пациентов закупаться в конкретной аптеке или пользоваться препаратами строго одной фирмы. Подобным "продвижением" брэндов в стране занимается около 30 тысяч человек, заметил сенатор.

Одной из самых щекотливых тем был вопрос с ценами на лекарства. Ранее звучали пессимистические прогнозы, что новая система распределения лекарств для льготников будет способствовать резкому росту цен на медикаменты. С одной стороны, так оно сейчас и выглядит — нельзя игнорировать многочисленные сигналы о том, что цены на лекарства для льготников в ряде случаев поднялись на 30%. Но у фармацевтов и чиновников есть свой аргумент. "Лекарства должны стоить столько, сколько они стоят", — считает Шпигель.

По его словам, контракты на поставку лекарств для льготников заключались только с теми компаниями, которые закупают сырье напрямую у производителей. На российском рынке таких компаний оказалось всего 15%, утверждает сенатор. Остальные 85%, по его словам, получают лекарственные субстанции по непрозрачным схемам через оффшоры. Качество этого сырья, говорит Борис Шпигель, оставляет желать лучшего. Зачастую оно оказывается просроченным или на истечении срока годности. Естественно, такие "отбросы" стоят значительно дешевле (в разы) качественного сырья.

Конечно, велик соблазн обвинить бизнесменов от фармацевтики в стремлении поплотнее освоить бюджет в 50,8 млрд рублей, отпущенных государством на оплату лекарств для льготников путем несправедливого завышения цен на свою продукцию. Но, как уверял представитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Вадим Белоножко, при отборе производителей лекарств от них требовали минимально низких цен. Основание для этого существенное — весь российский фармацевтический рынок оценивается максимум в $6 млрд. А тут государство его расширяет почти на четверть. Ценовые уступки — не самая большая плата для производителей оказаться в этой доле. Проблема лишь в том, что лекарства этих производителей изначально были дороже той продукции, которая изготавливалась из "серого" импорта сырья.

Но это не единственная мера, которую припасли надзирающие органы для контроля цен фармацевтов. Например, если в свободной торговле встретятся лекарства дешевле, чем их производитель продает для льготников, то этот поставщик автоматически исключается из "льготного пула". Еще предстоит выяснить, как эта мера будет работать на практике, но надо признать, что механизм заложен хороший. По крайней мере, по словам представителя фармацевтической компании, занимающейся дистрибуцией лекарств по сибирскому и дальневосточному округам, лекарства, поступающие по федеральной программе, дешевле на 15-20%, чем в среднем по Сибири.

Много чего хорошего было сказано в адрес программы. Каждое слово, сказанное на пресс-конференции достойно не просто внимания — отдельной статьи. Честно говоря, слушая слова всех этих уважаемых людей, хотелось сказать "до чего хороша система!". Но, к сожалению, в нашей стране оказываются извращенными самые благие планы. Скандалы и разоблачения, связанные с коррупцией и несправедливом распределении подрядов неизбежны. Да и люди болезненно воспринимают перемены.

Конечную истину не услышать ни от идеологов реформы, ни от их противников, которые готовы голодать и митинговать за возврат льгот и отставки министров. Слишком много спекуляций и с той и с другой стороны. И все — "во благо народа".

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить