Кудрин «кинул» бизнес – налоговой вольницы не будет

Алексей Кудрин Снижения ставки НДС в 2006 году не будет. Налог так и останется на уровне 18%. Минфину удалось заблокировать радикальное снижение НДС до 13%, предложенное премьер-министром Фрадковым. "Радикальный вариант налоговой реформы мы пока не можем себе позволить",- подвел неутешительный итог длительных налоговых баталий министр финансов Алексей Кудрин . Таким образом, Минфин расписался в провале налоговой реформы, о необходимости которой говорится уже не первый год.

Напомним, снижение ставки НДС с 18% до 13% к 1 января 2006 года Михаил Фрадков предлагал в качестве средства стимулирования предпринимательской активности и выхода российской экономики из тени. Перед премьер-министром стоит задача удвоения ВВП - вот они и пытается его удвоить в меру своих способностей. От Фрадкова трудно ожидать волюнтаризма, поэтому рискнем предположить, что инициатива исходила непосредственно от Гаранта Конституции. Тем более удивительно, кого удалось переиграть какому-то рядовому министру. Отметим, что налогового послабления ждал и бизнес — как пустыня дождя.

На это предложение оперативно отреагировал Минфин, представив свои расчеты потерь от снижения налогов. Про прикидкам Кудрина, при единой ставке 13% (даже с отменой льготной ставке, распространяющейся на хлеб и печатную продукцию) бюджет потерял бы 308 млрд руб. При переходе к ставке в 15% выпадающие доходы снижаются до 135 млрд руб. Минфин предложил брать за основу вариант в 15%, но при этом выразил опасение, что отмена льготной ставки толкнет вверх цены на ходовые товары и может вызвать волнение населения.

Фрадков парировал опасения финансистов тем, что пока есть стабфонд, государству будет, чем затыкать дыры в бюджете. А в дальнейшем потери можно было бы нивелировать, кардинально улучшив собираемость налогов.

Фрадков был настроен настолько решительно, что планирование бюджета страны на 2006 год он приказал начать уже с учетом ставки 13%. Говорили даже, что именно с этой целью Фрадков переподчинил себе бюджетную комиссию, "уведя" ее из под начала Кудрина. Но, каким-то неведомым образом, Кудрину в минувшую пятницу удалось убедить премьер-министра в нецелесообразности радикального снижения НДС .

Эксперты и предприниматели были крайне удивлены столь неожиданным поворотом событий. "Я просто не могу представить, какие доводы привели Кудрин и Греф, что Фрадков кардинально изменил свое мнение. Это что-то невероятное. Сначала обещали снизить НДС, единственный вопрос был — насколько, а в итоге решили оставить все как есть", — удивлялся заместитель главы комитета РСПП по налоговой политике Сергей Беляков в интервью газете "Бизнес".

Повод для недоумения действительно есть. Уже не Минфин ли предлагал снижение налогового бремени на предпринимательство? Уж не Кудрин ли в августе прошлого года объявил о снижении ставки НДС до 16 процентов с 1 января 2006 года? Еще в ноябре 2003 года Минфин на уровне замминистра подтвердил приверженность к снижению НДС в 2006 году до 16%.

Правда, уже тогда чиновники Минфина задавались вопросом о восполнении выпадающих доходов бюджета, связанных со снижением ставки НДС. Причем задача, согласно планам Минфина, стояла более простая. Снижение НДС на 2% ведет к бюджетному "пробелу" в 100 миллиардов рублей, против 300 миллиардов потерь при снижении НДС по варианту Фрадкова.

Есть только один путь восполнить выпадающие доходы — улучшать налоговое администрирование. Сейчас, по разным оценкам, собираемость НДС не превышает 50%. Никаких внятных и конкретных предложений решить эту проблему у Минфина, видимо, нет. Ведомство Кудрина считает возможным быстро улучшить этот показатель только путем усиления давления на налогоплательщиков. Заметим, что, судя по российской практике, это дает лишь кратковременный положительный эффект, который затем сменяется дальнейшим уходом бизнеса в тень.

Финансовое ведомство даже не смогло уложиться в рамки собственной программы. Впрочем Минфину это не впервой. Еще в свою бытность премьер-министром Михаил Касьянов обвинял Алексея Кудрина в том, что его ведомство не справляется с подготовкой плана налоговой реформы, из-за чего ставятся под угрозу ее сроки.

В итоге, на ближайшие три года все останется так, как есть. Сохранится 18-процентная ставка, и льготная ставка для социально-значимой продукции. Впрочем, некоторые налоговые послабления все же будут. На заседании комиссии говорилось о возможности возмещения НДС по капитальным вложениям, перенесение убытков на будущий период, введение дополнительной премии при амортизации в размере 10%, учет расходов на НИОКР и переход на уведомительный порядок возмещения НДС при экспорте с 2007 года.

"Премьер согласился, что это более рациональный пакет с точки зрения влияния на экономическую политику и последствия для бюджета", — цитирует министра финансов "Интерфакс".

У представителей бизнес-кругов иное мнение. Они ждали снижения НДС, единого социального налога, а также ясности с налоговым администрированием — хотя бы по части налоговых проверок. Хотели всего и сразу — многие уверены, что вернуть бизнес в правовое поле возможно лишь такими "шоковыми" уступками.