Кто защитит население России в случае повторения Чернобыля?

Чернобыль19 апреля, 2005 года, Гринпис направил Президенту В.Путину письмо, в котором обращает внимание главы государства на то, что население России не защищено от радиационных аварий. Во время происходивших в недавнем прошлом радиационных аварий многих жертв можно было избежать, если бы руководство страны и атомной отрасли вовремя информировали людей об аварии и говорили, как действовать в этой ситуации.

К примеру, в соответствии с письмом заместителя Генерального прокурора СССР В.И.Андреева в Комиссию Верховного Совета СССР, "...принятое правительственной комиссией решение от 24.09.87 г. N 423 о засекречивании сведений по вопросам аварии на Чернобыльской АЭС и ликвидации ее последствий... не способствовало организации всех необходимых мер по обеспечению радиационной безопасности населения, лишало людей возможности своевременно самостоятельно принимать меры по защите от ионизирующих излучений. Указанные обстоятельства повлекли в течение 1986-1989 гг. значительное переоблучение населения на территории УССР, БССР, РСФСР".

Анализ сегодняшней ситуации показывает, что руководство атомной отрасли так и не извлекло никаких уроков из печального прошлого опыта. До сих пор не создана надежная система защиты населения от ядерных аварий. Отсутствует элементарное — система оповещения населения. В своем письме Гринпис привел далеко не полный список примеров, демонстрирующих, что в современной системе защиты населения от радиационных аварий отсутствует такой важный элемент, как эффективная система оповещения населения. Вот эти факты.

С 25 июля 1997 года в течение нескольких недель в Научно-исследовательском институте атомных реакторов (Димитровград, Ульяновская область) происходил аварийный выброс радиоактивного йода. Население проинформировано не было. Кстати, по странному стечению обстоятельств, на второй день после начала выброса президент Российской Федерации, проводивший неподалеку отпуск, прервал отдых и переехал в другую резиденцию, в Карелию (официально — в связи с плохой погодой). По статистическим данным, через 2 года после аварии в Димитровграде был зафиксирован всплеск заболеваемости эндокринной системы.

25 апреля 2003 года. Паника в Москве, связанная со слухами о выбросе радиоактивного йода в Курчатовском научном центре. В результате, была дестабилизирована работа детских учреждений. Поток телефонных звонков захлестнул неправительственные организации. Руководство Курчатовского центра выступить публично с разъяснениями отказалось. Ситуация разрешилась, когда на место, прилегающее к Курчатовскому центру, прибыли представители средств массовой информации со своими дозиметрами (что явно недостаточно для оценки выбросов радиоактивного йода). Был ли в тот день выброс радиоактивного йода или нет, и если был, то какой мощности, до сих пор неизвестно.

4-7 ноября 2004 года. Паника в регионах, прилегающих к Балаковской АЭС (Саратовская область) в связи с противоречивой информацией об аварийной остановке второго блока атомной станции. Миллионы человек были напуганы слухами и отсутствием хоть сколь-нибудь удобоваримой информацией о проиcходящем. Первое выступление официальных лиц на телевидении в г. Балаково — населенном пункте, расположенном вблизи АЭС, — было сделано только 17 часов спустя после аварийной остановки реактора.

9 апреля 2005 года. Паника в связи с пожаром в Объединенном институте ядерных исследований в г. Дубне (Московская область). Институт располагает ядерной установкой с радиоактивными материалами — несколько десятков килограммов оксида плутония. Необходимо отдать должное руководству Института, которое в тот же день оповестило население г. Дубны о случившемся и о том, что в результате пожара выброса радиоактивности не было. Однако жители прилегающих районов, в том числе население Москвы, не имели возможности узнать из официальных источников о последствиях пожара. Более того, даже дежурные Росатома и Атомнадзора не знали о том, что происходит в подведомственном учреждении!

"Судя по тому, что происходит в системе защиты населения от радиационных аварий, можно сделать вывод о неготовности руководства атомной отрасли к адекватным действиям в экстремальных условиях, — говорит Владимир Чупров, коордиатор антиядерной программы Гринпис России. — В таких условиях любые планы по дальнейшему развитию атомной энергетики мы рассматриваем как аморальные, не отвечающие требованиям национальной безопасности".

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *