Президент напугал правительство: бизнесу дадут послабления

Кудрин Путин Слова президента России о "надменной касте" бюрократов, а также о налоговиках, которые "терроризируют" бизнес, сказанные им в его послании Федеральному собранию , возымели удивительное воздействие на правительство. Воздействие по своей силе значительно большее и эффективное, нежели многолетние дебаты делового сообщества с властью.

На вчерашнем заседании расширенной коллегии Минфина глава министерства практически каялся перед бизнесом. "Я хочу отметить жесткие и справедливые слова президента о том, что чиновники создали касту и стали рэкетировать бизнес. Как ни горько признавать, но эти слова относятся к нам", — сказал Алексей Кудрин .

В свою очередь, премьер-министр России Михаил Фрадков возложил ответственность за провалы в установлении диалога власти и предпринимательства на Минфин, недвусмысленно дав понять, что он недоволен работой министерства. "Один из главных вопросов — создание эффективного налогового администрирования. Надеюсь, что Минфин в ближайшее время завершит эту работу. Ожидания правительства очень высокие", — заявил Фрадков.

Президент как будто подгадал со своим посланием: еще вчера Минфин собирался представить в правительство свой вариант поправок в Налоговый кодекс , касающихся изменений налогового администрирования. Причем, даже после бурных дебатов с предпринимателями по поводу упрощения и прояснения налоговых правил, конечный документ практически не учитывал интересы бизнеса. Однако после президентского послания, где содержались недвусмысленные намеки на несовершенство налогового механизма и его порочности по отношению к предпринимателям, Минфин поспешил переписать свои поправки, вновь созвав представителей бизнес-сообщества.

Как напоминает газета "Бизнес", поправки в НК, которые определяют новые правила проведения налоговых проверок, Минфин переделывает уже во второй раз. Первый вариант, который был представлен еще несколько недель назад, вызвал бурю недовольства в среде предпринимателей. Сглаживая незначительные моменты, Минфин отказался смягчить пункты, вызывающие наибольший протест у бизнеса.

В частности, не был оговорен перечень оснований для проведения выездной проверки — согласно поправкам Минфина, ее по-прежнему может назначать вышестоящий налоговый орган. Кроме того, не определен список документов, которые фискалы вправе потребовать при камеральных проверках. Не удалось ограничить число выездных проверок — хотя бизнесмены настаивали, чтобы их было не более двух в год.

Но теперь деловым организациям, похоже, удалось переломить ситуацию. Новые компромиссные предложения Минфина вполне устраивают предпринимателей. Причем, несмотря на достигнутые успехи, они планируют развить их и добиться послаблений по другим вопросам.

Как сообщает "Интерфакс", Минфин предлагает установить предельный срок проведения выездной налоговой проверки в два месяца, а для организаций, имеющих обособленные подразделения, — пять месяцев.

Также предлагается конкретизировать вопросы, которые должны проверяться при проведении таких проверок. Помимо этого, предлагается определить конкретные случаи, когда могут быть истребованы дополнительные документы в ходе проведения камеральных проверок, а также исчерпывающий перечень таких документов.

Также планируется уточнить составы налоговых правонарушений и размеры соответствующих штрафов, в частности, отказаться от финансовой ответственности за нарушения правил бухучета и составления бухгалтерской отчетности, не повлекшие отрицательных налоговых последствий.

Но, пожалуй, самым важным посылом Минфина стала декларация об отказе от планов до досбору или обеспечению повышенной собираемости налогов для Федеральной налоговой службы (ФНС), поскольку, по словам Кудрина, это не является основной функцией ФНС.
"Мы не будем давать планы по досбору или повышенной собираемости, так как это не основные функции ФНС", — подчеркнул министр, отметив, что ФНС необходимо сосредоточиться на текущих налоговых проверках. Напомним, в своем послании президент также отметил эту проблему: "Считаю, что приоритетом в их (таможенных и налоговых органов) деятельности должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и пошлин", — сказал в понедельник Путин сенаторам.

Может ли стать это откатом от планового метода работы налоговиков? Ведь прецеденты были. В частности, в налоговой полиции на заре ее появления в России вместо плановой работала поощрительная система, когда определенный процент возвращенных в казну налогов переводился в специальный премиальный фонд. У этой системы были свои пороки, и в конечном счете от нее отказались.

"Нельзя говорить, что плановая система в налоговых органах плоха, — сказал ПРАВДЕ.Ру начальник консультационно-аналитического отдела ФК "Интерфин Трейд" Халиль Шехмаметьев . — Плохо тогда, когда идет планирование от достигнутого. Условно говоря, в прошлом году собрали 100 миллионов налогов, значит в этом году нужно собрать 110. В основе планирования должны лежать научные методы, которые в той или мной степени существуют".

"По своему опыту работы на фондовом рынке, построить такую систему возможно", — сказал аналитик.

Впрочем, о возможных нововведениях отчасти говорить еще рано. В предложениях Минфина еще остаются спорные моменты, которые требуют переработки.

Например, Минфин не обязывает налоговые органы сообщать предприятиям о возможных налоговых проблемах. Согласно тексту поправок, налоговые органы "вправе направить налогоплательщику уведомление с указанием выявленных фактов". "Вправе" - это не значит, что должны. Поэтому не исключаются ситуации, что о своих налоговых нарушениях предприниматель узнает уже только при предъявлении конкретных претензий.

Между тем, как напомнил ПРАВДЕ.Ру Халиль Шехмаметьев, Путин несколько месяцев назад сам заявлял о том, что нельзя доводить предприятия до таких ситуаций. "Нужно предупреждать на ранних стадиях возможные налоговые нарушения, проводить мероприятия по профилактике налоговых нарушений", — уверен Шехмаметьев.

Отдел экономики