Новая украинская политика: «Карты, деньги, два ствола»

Новая украинская власть ищет, где взять денег, и задумчиво, но строго смотрит на российский бизнес
"Россия не только великая держава, не только наш великий сосед, но это и наш вечный стратегический партнер".

Виктор Ющенко

Значительный внешний интерес, или Вот приедут барин...

Украинскому президенту Виктору Ющенко уже не первый раз приходится приводить в чувство членов своей команды, проявляющих чудеса инициативности. Число проблем, требующих немедленного разрешения, растет, как снежный ком, поскольку многие из них возникают в результате действий самого "правительства народного доверия". При этом украинские ответственные лица, как правило, отдают предпочтение мерам из разряда нестандартных, а сомнительную эффективность таковых зачастую пытаются компенсировать решимостью их применения. Как сообщает ИТАР-ТАСС, 27 апреля президент Украины Виктор Ющенко поручил правительству в течение 10 дней составить список проблемных с точки зрения приватизации предприятий. Это поручение было ответом на предложение первого вице-премьера Анатолия Кинаха "подвести черту под вопросами реприватизации". По словам президента, к вопросам пересмотра итогов приватизации имеется значительный внешний интерес. "Мы в ближайшее время должны завершить тему дооценки имущества", — сказал он. Кинах отметил необходимость "дать сигнал инвесторам, что на Украине не будет перераспределения собственности". По его словам, рассматривается законность приватизации нескольких десятков крупных предприятий.

Напомню, ещё 11 марта на встрече с представителями украинского бизнеса Ющенко обещал в течение двух недель обнародовать список предприятий, к приватизации которых правительство имеет претензии. Нетрудно сообразить, что это обещание выполнить не удалось. Теперь назначен новый срок для закрытия темы, но вряд ли ее удастся закрыть, хотя бы и отчасти, до 18 мая. Именно на этот день назначено заседание Верховной Рады , на котором будет рассматриваться законопроект о реприватизации. Оптимисты от бизнеса надеются, что центральное место в законопроекте займёт именно идея доплаты за предприятия, а не национализация с последующей перепродажей новому владельцу. Однако то, как развивается ситуация вокруг Криворожстали , оснований для оптимизма не прибавляет.

Ну, своих-то всегда за, что называется, "за холку брали". А что насчет иностранцев?

Новым в процессе послереволюционного передела собственности является фактор российского бизнеса на Украине. О месте и роли российского бизнеса в украинской революции будет сказано ниже. Сейчас же его положение выглядит весьма шатким. На сегодняшний день, в частности, проблемы возникли у компаний "СУАЛ", ВР-ТНК, ТАТНЕФТЬ, РУСАЛ. Претензии новой украинской власти к этим компаниям мало отличаются от тех, которые предъявляются крупному украинскому бизнесу, сформировавшемуся в "эпоху Кучмы":
1. предприятия были украдены у украинского народа;
2. новые собственники не выполняют инвестиционных обязательств.

А теперь поподобнее:

27 апреля председатель Фонда госимущества (ФГИ) Украины Валентина Семенюк сообщила о решении вернуть 68,01% акций Запорожского алюминиевого комбината (ЗАлК) в собственность государства:"Есть решение по [...] комбинату — возвратить в госсобственность", — цитирует Семенюк "Интерфакс". Реприватизацию ЗАлКа она объясняет невыполнением инвестиционных обязательств покупателем госпакета. 97,5% акций ЗАлКа контролирует российская компания " СУАЛ ", совладельцем которой является Виктор Вексельберг .

Идем дальше. Русская служба Би-би-си 28 апреля сообщила, что глава украинской национальной компании "Нафтогаз Украины" Алексей Ивченко намерен требовать возвращения государству пакетов акций двух крупнейших нефтеперерабатывающих заводов Украины — Лисичанского и Кременчугского, которые сейчас контролируются соответственно российско-британской компанией ВР-ТНК и Татарстаном. По словам Ивченко, акции Лисичанского НПЗ были "фактически украдены у государства". Что же касается Кременчугского НПЗ, то, как рассказал глава "Нафтогаза Украины", 18% его акций в свое время были обменяны на неоплаченные впоследствии векселя, выведены затем в оффшорную зону и перепроданы акционерам из Татарстана. Сегодня 8,6% акций этого завода принадлежат российской компании "Татнефть", 28% министерству собственности Татарстана, 43% - собственно "Нафтогазу Украины", а остальное — инвестиционным компаниями из США и Швейцарии.

По мнению аналитиков Украинского Антикоррупционного Конгресса, высказанному еще два месяца назад, пример с Кременчугским НПЗ показывает, что когда все поделено возникает желание переподелить имеющееся. В украинских СМИ, в частности, регулярно появляются напоминания, что "Русал", владеющий Николаевским глиноземным заводом, который дает компании четверть всего глинозема по цене вдвое меньше мировой, благодаря особенностям внутреннего ценообразования обкрадывает Украину на значительные суммы недоплаченных налогов и не выполнил инвестиционного обязательства по строительству алюминиевого завода.
Чтобы понять, что происходит и как будет развиваться ситуация в будущем, необходимо бросить взгляд назад.

Ты помнишь, как все начиналось?

Еще 15 лет назад то, что сейчас называется постсоветским пространством, представляло собой единый народно-хозяйственный организм. Возникновение на этой территории полутора десятков независимых государств привело к тому, что нередко отдельные звенья единой технологической цепочки оказались по разную сторону границ. Например, что касается нефтяной промышленности, месторождения нефти — в одном государстве, а нефтеперерабатывающие заводы — в другом. То же самое имело место в металлургии (руда, горнообогатительные и металлургические комбинаты), космической отрасли (ракетостроительные заводы, связанные производства, космодромы), авиастроении (производство комплектующих и сборочные мощности), автопроме и многих других отраслях.

После дефолта 1998 года экономика России начала потихоньку оживать, а вместе с ней и отечественный бизнес. В условиях благоприятной конъюнктуры российские компании, став крепче на ноги, начали проявлять интерес к тем производственным мощностям, которые остались на территориях братских республик. Удручающее состояние нефтеперерабатывающих заводов, годами остававшихся серьезно недогруженными, острая нужда правительств в средствах, получаемых в том числе и от приватизации, позволило российским компаниям стать владельцами, в частности, украинских активов на выгодных условиях. То же самое можно сказать не только о нефтяной промышленности, но и о других простаивавших долгое время производственных мощностях. Нынешняя украинская власть считает те поступления от приватизации смехотворными, но прежние правительства были довольны и тем, что производства ожили, были восстановлены рабочие места, люди стали получать хоть сколько-нибудь достойные зарплаты, увеличились налоговые поступления в бюджет.

Лучшее — враг хорошего

Смутные правила игры напрочь отпугивали западные компании, но в целом, хоть и с долей недовольства, принимались российским бизнесом, работавшим в сходных условиях. Таким образом, не имея преференций де-юре, российские финансово-промышленные группы обладали ими на украинском рынке де-факто.

Обеспокоенные антироссийской риторикой ключевых фигур "оранжевой революции" главы и представители многих российских компаний, имеющих интересы на украинском рынке, приехали в середине марта в Киев, чтобы прояснить ситуацию. Как тогда сообщалось, бизнесмены остались довольны встречей с В.Ющенко.

"Было сказано, что украинское руководство приветствует расширение, развитие деятельности российских компаний и инвесторов на украинском рынке. По существу был дан зеленый свет развитию российско-украинских отношений в торгово-экономической области".
Андрей Костин,
председатель правления "Внешторгбанка", 15 марта 2005

Где взять денег?

По-видимому, мы являемся свидетелями хорошо известного эффекта, а именно — аппетит приходит во время еды. Либо там, где новой властью планировалось раздобыть денег, найти их в достаточном количестве не удается. Руководство Украины оказалось в положении героев фильма Lock, Stock and Two Smoking Barrels. Они, напомню, попали в ситуацию, когда им, буквально "позарез", стала необходима огромная сумма денег к строго определенному сроку. Кое-какие идеи у них были, но либо при их воплощении деньги получались ничтожные, либо сроки их реализации оказывались более продолжительными, чем было необходимо. Меньше, чем через год на Украине состоятся выборы в парламент страны. Если политические силы из команды Ющенко смогут получить в Раде большинство, то с учетом политической реформы смогут закрепиться у власти всерьез и надолго. Если им этого не удастся и новая оппозиция возьмет реванш, "власть народного доверия" точно так же всерьез и надолго будет отодвинута на обочину политической жизни.

Оба бывших претендента на пост президента Украины в предвыборный период прибегали к популизму и даже были вынуждены соревноваться в нем друг с другом. Признанному победителем Ющенко ничего не остается, чтобы хотя бы отчасти держать слово. В противном случае власть его команды кончится в день выборов в Верховную Раду, а его функции ограничатся представительскими обязанностями. Чтобы обеспечить беспрецедентную по объемам расходную часть бюджета, необходимо кого-то серьезно "подоить" без риска потерять электорат. На роль "жирных котов" лучше всего подходят, естественно, олигархи юго-востока страны. Однако получить с них деньги оказалось не так легко, как представлялось, и новая власть рассматривает не столько альтернативные варианты, сколько дополняющие основной сценарий получения доходов. Важна при этом, как платежеспособность потенциального донора, так и наличие юридических зацепок. И то и другое присутствует в "российском случае".

"Мы увидели новый уровень понимания процессов в экономике".
В.Вексельберг, март 2005

А Вы и способ знаете?

В "команде единомышленников" из Киева наметились разногласия по поводу относительно законных способов отъема денег. На первый взгляд, самым простым способом является многократно озвученная идея реприватизации, которая предполагает национализацию всех крупных ликвидных активов с последующей перепродажей новым владельцам, но уже гораздо дороже. Такой точки зрения, очевидно, придерживаются премьер-министр Ю.Тимошенко (три тысячи незаконно приватизированных предприятий) и председатель ФГИ В.Семенюк. При всей простоте способ имеет множество недостатков: возмещение стоимости старому владельцу, поиск нового, более выгодного покупателя, подведение юридической базы, сопротивление старого собственника отчуждению активов и т.д. В принципе, большая часть из перечисленного могла бы у новой власти получиться, но команда Ющенко находится в цейтноте, а деньги нужны уже сейчас.

По-видимому, это хорошо понимает министр экономики Сергей Терехин. На заседании кабмина 27 апреля, о котором говорилось в начале статьи, украинский министр высказал свою точку зрения на вопросы приватизации. Терехин заявил о том, что объекты, законность приватизации которых является сомнительной, должны быть переоценены, при этом приоритетным правом на доплату за предприятие должны пользоваться нынешние владельцы этих предприятий. Как сказал Терехин, национальный инвестор должен пользоваться "правом первой ночи". По его словам, после доплаты инвесторы получат "охранную грамоту на всю жизнь", — сообщает агентство proUA.com.

Возможно, два этих способа не являются исключающими друг друга. Не исключено, что будет иметь место творческая комбинация того и другого, когда избирательно будет применяться то первый способ, то второй. Возможно также, что мы являемся свидетелями применения тактики злого (Тимошенко-Семенюк) и доброго (Терехин) следователей, что позволит получить со старых владельцев максимально возможную сумму доплаты, сделает старых собственников более сговорчивыми. Но здесь тоже важно не перегнуть палку, а с чувством меры у новой украинской власти явно имеются проблемы.

Многое станет ясно 18 мая. В том случае, если заседание Верховной Рады не будет перенесено на более поздний срок. Можно предположить, что вряд ли кто-то из крупных российских бизнесменов продолжает рассматривать Украину как "запасной аэродром" с более приемлемыми условиями ведения дел, где они могли бы приземлиться, спасаясь от "тоталитарной власти" на своей родине. Впрочем, не будем загадывать. Мы продолжаем следить за ситуацией...