Дело Ходорковского и Ко: о чем все знают, но о чем стесняются говорить вслух

Михаил Ходорковский Сегодня в Мещанском суде города Москвы должны объявить приговор по делу бывшего главы компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского, а также главы МФО "Менатеп" Платона Лебедева . К моменту написания материала суд подтвердил вину Ходорковского и его сообщников уже по двум эпизодам (мошенническая приватизация компании "Апатит" и Научно-исследовательского института по удобрениям и инсектофунгицидам им. Я.В Самойлова (АО "НИУИФ")).

Таким образом, оправдательного приговора уже ждать не стоит. С большой вероятностью можно утверждать, что суд подтвердит вину обвиняемых и по другим эпизодам дела: уклонению от уплаты налогов, не вполне законному обороту ценных бумаг и так далее. Не забыв и про то, как мультимиллиардер Ходорковский нарек себя "ПБОЮЛом" (индивидуальным предпринимателем) и тем самым пользовался упрощенной формой налогообложения.

Полностью ли сторона обвинения описала преступления главарей ЮКОСа и " Group Menatep "? Наверняка нет — объять необъятное невозможно. Тем более что в "деле ЮКОСа" есть эпизоды, о которых никто никогда не услышит в суде и за которые никого никогда официально не осудят.

Очень тяжело обвинить по закону в "скупке" власти, в попытке узурпировать право на истину, хотя подспудно все понимают, что это не очень хорошо. Даже когда цель — безопасность и PR для компании.

Именно этим занимался ЮКОС и Ходорковский, начав пять лет назад крупномасштабную операцию по очищению и обелению своей нефтяной империи. Другое дело, какими методами они добивались искомой "прозрачности". Помните знаменитую фразу Ходорковского "коррупция началась с нас, на нас она и должна закончиться"? Звучит благородно, но на деле это выглядело как желание старого вора уйти на покой вместе со всем тем, что было нажито "непосильным трудом".

А способы такого сохранения акционерам ЮКОСа были хорошо известны. Решив, что в деньгах вся сила, бывшие комсомольцы провели своеобразную приватизацию чиновников, правозащитников, журналистов. Это сегодня, угодивши на нары, вчерашние олигархи говорят, что в России нет свободы слова. Но еще вчера PR-менеджеры этих "строителей гражданского общества" звонили и бегали по редакциям, затыкая рот журналистам — или угрозами, или рекламными бюджетами. А когда деньги не срабатывали, то в ход шли опытные специалисты. Достаточно вспомнить ситуацию двухлетней давности с незаконным арестом тиража ежемесячного журнала "Компромат", издаваемого журналистами Агентства федеральных расследований. Журнал был посвящен уголовным делам "прозрачной" компании "ЮКОС ", пишет " Версия ".

Спецоперацию по нейтрализации издания возглавил бывший генерал КГБ СССР, известный борец с диссидентами Алексей Кондауров . ЮКОС включил "хамовническое правосудие" (в прошлом любимый районный суд компании) и проблема "гласности" была решена. Сегодня Кондауров — заслуженный депутат Госдумы от КПРФ и активный участник мероприятий "Открытой России".

Казалось, что вокруг этого беспрецедентного ареста федерального издания поднимется невероятный шум. Во всяком случае, ожидалась реакция журналистских и правозащитных организаций. Но сюжеты на ТВ об этом инциденте срезались с эфира одним звонком с напоминанием о рекламном бюджете ЮКОСа. Потупив взор, отмалчивались правозащитные организации. Оказалось, что фонд " Открытая Россия ", ныне возглавляемый "пострадавшим за демократию" Ходорковским, подсадил практически всех российских защитников прав человека на иглу своих грантов, тем самым превратив общественных деятелей в своих защитников.

Стоит отметить, что "Открытая Россия" продолжает не без успеха действовать и по сей день, даже несмотря на очевидные финансовые проблемы ЮКОСа. По официальной информацией, значительную часть бюджета этой организации пополняет Госдепартамент США через своего агента по экспорту демократии во всем мире — US AID. А в попечительском совете "Открытой России" можно встретить таких "авторитетных людей", как бывший госсекретарь США Генри Киссинджер и лорд Джейкоб Ротшильд из известного банкирского клана. "Открытая Россия" продолжает выполнять свою миссию на просторах России — построение "гражданского общества". В орбите "Открытой России" тысячи молодых людей по всей России обучаются ценностям, которые исповедовала нефтяная компания, готовятся к карьере в политике, журналистике, на общественном поприще.

В стенах "юкосовской школы" люди усваивают право сильного (иначе говоря — богатого), искренне веря в то, что только его благо может быть благом для страны и народа. Взять хотя бы партию "Яблоко", которая до сих пор ярко и образно защищает своих спонсоров. Так же безапелляционно о "пытках в застенках" выступает диссидент советской закалки Лев Понамарев, возглавляющий движение "За права человека". Правда, все последнее время Пономарев бьется за права одного человека — Алексея Пичугина . Впрочем, эмоциональные пассажи, вероятно, сдобренные грантом, не принесли результата. Во-первых, присяжные вынесли Пичугину обвинительный вердикт. Во-вторых, организация " Международная амнистия " вопреки ожиданиям многих отказала юкосовцам во главе с Ходорковским в предоставлении статуса политических заключенных. Сей факт грант-правозащитники, стараются обходить стороной и по понятным причинам не комментировать, как и инциденты ЮКОСа с прессой.

Вообще, в деятельности членов империи Михаила Ходорковского все давно смешалось: экономика, криминал, политика. Но за это ЮКОС никто не осудит: ни правозащитные движения, ни газеты, выпускающие в традициях идеологического отдела ЦК КПСС целые номера, состоящие из слезных выступлений адвокатов и политиков из юкосовского пула, суть которых состоит в том, что Михаил Борисович — не меньше чем совесть нации и непримиримый борец с коррупцией.

Но именно эта "совесть нации", будучи супербогатым человеком провела скупку депутатов, пытаясь приватизировать Госдуму РФ. Оптом, в розницу, как угодно. И даже это не политика — это коррупция. Потому что КПРФ , "Яблоко", чиновники самого высшего ранга федерального и регионального уровней при виде спонсорских денег готовы были лоббировать интересы корпорации вопреки интересам жителей России. И это, похоже, понимают все, потому что чем ближе дело продвигается к финалу, тем слабее голоса в "политическом хоре" - с каждым днем ретушировать криминальные подвиги подследственных граждан из нефтяной компании становится все труднее. Образ "страдальцев за демократию" тускнеет, слишком много приходится лукавить заступникам, слишком часто при оценке используются двойные стандарты. Получается, что гражданские права и свободы, которые надо защищать, имеют только спонсоры. Ведь не спешат суетящиеся вокруг ЮКОСа защитники в регионы, где действительно люди нуждаются в помощи. Куда удобнее сидя в Москве притягивать за уши политическую подоплеку в уголовные разбирательства.

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить