В Самиздате, как в Интернете, много хорошего и плохого

"Правда.Ру" уже писала о том, что вчера состоялась презентация сборника "Антология самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е — 1980-е"
Составители "Антологии самиздата", как заметил член-корреспондент Международной Академии информатизации и один из ее составителей Марк Барбакадзе , хотели "представить читателю, и, прежде всего, молодому, проект" - в основу которого были положены следующие принципы: историчность, объективность и представительность.

Само слово ( anthologia - означает по-гречески "букет цветов") обязывает дать подборку "наиболее значительных сочинений разных авторов, безотносительно к степени их нынешней известности и количеству предыдущих публикаций".

На пресс-конференции отмечалось, что, к сожалению, далеко не все вошло в сборник. От многого пришлось отказаться уже в процессе печатания в типографии, иначе бы антология грозила превратиться из трехтомника (в 4-х книгах) в четырех- или пятитомник. Составителями была проделана работа в два с половиной раза больше, чем уместилось в книжках. Объем каждой примерно около 400 страниц. Самым пухлым оказался второй том — примерно 760 страниц.

- Имея возможность свободно читать сегодня любую литературу, многие уже забыли, а молодое поколение и вовсе не знает, что же скрывалось десятилетиями от народа, за что рискнувшие открыто высказывать свои мысли поплатились свободой, а кто и жизнью, — пишет в предисловии Марк Барбакадзе.

Самиздат читали люди с невероятной потребностью в высокой культуре, говорилось на пресс-конференции, поэтому в него вошли не только произведения, прямо заклейменные как антисоветские (так называемая литература протеста), но и совершенно, казалось бы, "безобидная" на сегодняшний взгляд беллетристика. Например, поэзия "серебряного века", "По ком звонит колокол" Хемингуэя, тексты Кришнамурти. Правда, они относилась к разряду "идейно вредной". Было такое клише.

Выступавшие отмечали, что в Самиздате, как и в нынешнем Интернете, наряду с высокими образцами, всегда существовала продукция ширпотреба и невысоких художественных достоинств.

Среди груды текстов — прежде всего стихов — написанных графоманами, которые существовали и будут существовать во все времена, отбирались преимущественно общественно-значимые. Так, например, стихи Юрия Галанскова составляют важную часть антологии самиздата, потому что эти вирши зачитывали на площади. Власти считали их крамольными, а тогдашняя молодежь переписывала и перепечатывала эти творения в знак протеста против тупой советской казенщины.

Несмотря на невысокий художественный уровень, подобные стихи воодушевляли молодых людей на гражданские поступки, "следствием которых были преследования со стороны власти, утрата свободы и даже гибель — да и сам Галансков погиб в заточении", пишет во введении директор ИГПИ Вячеслав Игрунов .

Член Правления общества "Мемориал" Александр Даниэль предложил следующее определение: "Самиздат — это специфический способ бытования общественно значимых неподцензурных текстов, состоящий в том, что их тиражирование происходит вне авторского контроля, в процессе их распространения в читательской среде". Автор может лишь "запустить текст в Самиздат", дальнейшее не в его власти. Одним словом, аналог нынешней контрафактной продукции. Однако, как и любое сравнение, это тоже "хромает".

Большинство исследователей считают началом самиздата вторую половину 50-х годов, когда в обращении оказались доклад Никиты Хрущева на ХХ съезде КПСС и стихотворения из "Доктора Живаго" Бориса Пастернака. Именно они вызвали буквально взрыв неконтролируемого размножения печатных и рукописных копий, что привело впоследствии к целенаправленному и осмысленному изданию неподцензурных материалов.

Самиздатское распространение литературы не ограничивалось пишущей машинкой. Уже в конце 1950-х годов делались фотокопии запрещенных книг, изданных до революции или в 1920-е годы, или за рубежом. В первой половине 1970-х стали преобладать фотопленки и микрофильмы. Примечателен способ распечатки на АЦПУ — автоматическом цифровом печатающем устройстве — некий аналог принтера. Только с той большой разницей, что это периферийное печатающее устройство подключалось не к персональному компьютеру, а к огромным ЭВМ (электронно-вычислительная машина), работающим с перфокарт, перфолент или магнитных носителей — лент или дисков.

Замечательную своей ненаказуемостью форму распространения самиздата изобрел Лев Николаевич Гумилев . Даром что ли ученый? С начала 70-х московская интеллигенция зачитывалась его этнологическими трудами, которые каким-то образом проходили сквозь рогатки цензуры. Однако свой главный опус "Этногенез и биосфера Земли", который не напечатали по причине его немарксистской методологии, ученый депонировал в качестве рукописи в ВИНИТИ. Согласно статусу хранения депонированных рукописей, всякий, кто хотел получить копию манускрипта, мог заказать его за деньги.

Литература самиздата разнообразна. Жанры: романы, новеллы, пьесы, афоризмы, научные исследования, публицистика, мемуары, частная переписка, манифесты, жалобы в прокуратуру, письма протеста и т. д. Точки зрения: ортодоксально большевистские, троцкистские, неомарксистские, маоистские, монархические, почвеннические, космополитические, религиозные (разные конфессии) и многое другое.

Вопреки расхожему мнению, самиздат исчез не в пору горбачевской перестройки. В конце 1987 по столице ходили всевозможные варианты выступления Ельцина на ноябрьском пленуме МГК КПСС. "Новый самиздат" 80-х был близнецом самиздата 70-х. Только преследования были безобидны по сравнению с репрессиями брежневского застоя.

- С начала 90-х годов тон общественному развитию задавали не те люди, которые искали ответы на ими же и поставленные вопросы, а те, кто ответы знал. Впрочем, иначе и быть не могло — мир меняют те, кто говорит "я знаю", — говорит Игрунов. — И это резко контрастирует с мироощущением советских диссидентов: "А бояться-то надо только того, кто скажет: "Я знаю, как надо!" ( А. Галич, "Поэма о Сталине" ).

Справка об авторах проекта:
Автором проекта является Марк Барбакадзе, чья недюжинная энергия превратила замысел в реальность. Им проведена основная работа по подбору материалов, подготовке фрагментов к публикации, сделано значительное количество справок. Огромная заслуга Елены Шварц, которая реализовала электронную версию "Антологии" и практически выполнила всю редакторскую работу. Значительную работу проделал Алексей Пятковский, взявший множество интервью об истории самиздата. Справки о "самиздатской" судьбе некоторых произведений написали члены общества "Мемориал" Дмитрий Зубарев и Геннадий Кузовкин. Справки о тамиздатском журнале "Грани" принадлежат Людмиле Поликовской. Финансовую поддержку проекту оказало РАО ЕЭС. Издание Антологии не могло быть осуществлено без помощи Национального фонда в поддержку демократии ( National Endowment for Democracy ).

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *