Москва исчезнет быстрее, чем Атлантида

Сухаревская башня Вопрос на засыпку. Сколько в Москве памятников архитектуры? Ответили? Тогда вопрос второй. Сколько из них сохранилось? Не знаете? А теперь внимание! Правильный ответ
В Москве примерно три тысячи памятников архитектурного, исторического и мемориального значения. Значительная их часть находится в центре. За последнее десятилетие разрушено, запущено, доведено до аварийного состояния, "реконструировано" (попросту снесено) по разным оценкам от 200 до 400 архитектурных памятников, сообщается на сайте "Москва, которой нет" .

Большевикам, по большому счету, было все равно. Бриллианты шли для диктатуры пролетариата. Иконки и прочее барское добро можно было смело сбывать за границу. Мол, все равно к нам вернется. Нигилистическая философия: сапоги выше Шекспира. Точка зрения футуристов — долой Пушкина с корабля современности.

Не в оправдание неандертальской психологии, варварского отношения к наследию предков, следует заметить, на то были причины: идеологические, мировоззренческие, практические и т. д.

В наше время нет ни одного, ни другого, ни третьего. Есть лишь закон денежного мешка, родственно-тейпового отношения к своей вотчине и исконный пофигизм вкупе с перманентным "а оно мне надо". Когда М.Горький в очерке "В.И.Ленин" пишет о том, что красноармейцы загадили чудесные вазы в барской усадьбе — нас охватывает законное возмущение. Но какой к черту закон, когда гегемон в течение десяти дней плюс пяти лет потрясал не мир, а "убогую и обильную" матушку Русь? Фемида не снимала повязку и тогда, когда взрывали храм Христа Спасителя, когда сносили памятник "белому генералу" Соболеву...

Хуже, когда ответственные чиновники, закусывая под мелодию "Москва — звонят колокола", не слышат стона бесследно исчезающей столицы. Так по ком же звонит колокольчик?

История первая
26 (14 по старому стилю) сентября этого года в России будет праздноваться 200-летие талантливого русского поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова, одного из близких друзей Александра Сергеевича Пушкина.

Именно в доме Веневитинова в Кривоколенном переулке — 12 октября 1826 года состоялось не раз описанное в литературе чтение Пушкиным "Бориса Годунова". После революции в доме поселилась семья Гинзбургов.

"В зале, где происходило чтение, мы и жили. Жили, конечно, не одни. При помощи весьма непрочных, вечно грозящих обрушиться перегородок, зал был разделен на целых четыре квартиры — две по правую сторону, если смотреть от входа, окнами во двор, две по левую — окнами в переулок, а между ними длинный и темный коридор, в котором постоянно — и днем, и ночью — горела под потолком, висящая на голом шнуре, тусклая электрическая лампочка. Окна нашей квартиры выходили во двор. Вернее, даже не во двор, а на какой-то удивительно нелепый и необыкновенно широкий балкон. Подобно перегородкам в доме — балкон вот-вот грозил обрушиться, он считался аварийным, и выходить на него не рекомендовалось", — вспоминал старший из детей Гинзбургов — Александр Галич.

В 1999 году дом № 4 в Кривоколенном переулке чуть было не попал под снос. Однако тогда литературной общественности удалось отстоять памятник. С тех пор дом медленно умирает. В нем живут бомжи, в парадной спальне устроен туалет, в гостиной, где проходили чтения "Бориса Годунова" снят паркет, унесены двери, разбиты камины. Великолепный памятник может в любой момент быть подожжен или снесен ввиду аварийного состояния. И Москва вновь будет сожалеть об утраченном...

"Москва, которой нет" предлагает привлечь внимание широкой, не только московской, но и международной, общественности к ситуации с памятником и провести около дома пушкинско-веневитиновские чтения, используя дом как декорацию. Ориентировочно чтения могут состояться в конце июня. Отрывки из "Бориса Годунова", театральная, зрелищная постановка под открытым небом привлечет, как нам кажется, больше внимания, чем сотни писем властям с просьбой о спасении.

Проведенная год назад "Москвой, которой нет" акция у дома Поливанова в Денежном переулке вызвала резонанс — дом стали реставрировать. Для организации чтений нам необходима помощь театрально-искусствоведческих кругов Москвы, талантливых людей, которым не безразличны имена Пушкина и Веневитинова. И которым не безразлична старая Москва. Если вы знаете таких людей и у вас есть возможность с ними переговорить, мы будем признательны за оказанную помощь.

История намба ту
Напротив ворот Зачатьевского монастыря на Остоженке стоит мрачное, перекошенное, затянутое в сетку строение с забитыми окнами и провалившейся крышей. Уже много лет в нем живут бомжи и собаки. А между тем по документам эта развалина носит гордое имя: "Объект культурного наследия № Ф746 арх., 275 ист., Остоженка, 19, стр. 2." Архитектурная ценность объекта обусловлена его древним происхождением, историческая — славными страницами биографии.

В конце 1980-х планировалась реставрация памятника, о которой теперь напоминает лишь груда свежего кирпича в подвале и одна вычиненная нишка. С тех пор дом пустует, несколько раз горел. Трещины в стенах растут на глазах, южная часть здания грозит обрушением. Несколько лет назад собственником здания стал Зачатьевский монастырь, однако никаких противоаварийных действий так и не последовало, очевидно, потому, что монастырь сейчас увлечен более интересным проектом — воссозданием утраченного собора. Дом Киреевского по-прежнему никому не нужен.

Поручик, да не тот
Дом поручика Александра Поливанова в Денежном переулке построен в 1823 году. Так называемый деревянный ампир. Считается памятником федерального значения. Три года назад здесь был пожар, и с тех пор ничего не изменилось. О здании, кажется, забыли. Александр Поливанов-младший пришел поддержать дом своего предка. Отстоял вместе с пикетчиками четыре часа. Собрал 20 подписей.

В заброшенном доме живут только котята. Нина Дмитриевна их кормит каждый день. Она здесь все и всех знает. 50 лет работает в доме напротив. На ее глазах исчезает то, что пытаются сохранить пикетчики.

Город-головоломка, или совместить несовместимое. Дом Поливанова — это ампир Александра Первого, рядом здание МИД — это сталинский "ампир". За что бороться, что спасать. Рядом с церковью — новостройки. Из-за колонн дворца Разумовского выглядывает деловой центр. Москву не вписали в список городов-памятников ЮНЕСКО, потому что не увидели ее цельности и ценности.

Информация с сайта "Москва, которой нет" соответствует истине. Редакция "Правды.Ру" расположена как раз напротив несчастного объекта. Эх, был бы дом поручика Ржевского, которого не только вся страна знает, но даже и чинуши из мэрии. Кстати, дом, в котором с 1923 по 1933 годы жил сам нарком просвещения Луначарский, тоже малость пообветшал. Где нонешние швыдкие его наследники?

Дача, где плавают акулы капитализма да солнышко припекает головы чунга-чанговских десяти негритят, — там ареал их обитания. Чистой воды зоология пресмыкающихся. На месте, где стояла Хижина дяди Тома, можно смело строить Бизнес-центр или возводить Сити-центр. Сохранить лавочку, на которой арапчонок Шурик обольщал Нюру Павловну Керн, вот в чем сверхзадача!

Каким шанцевым инструментом нужно перелопатить психологию Ваньки, чтобы в Москве Олимпиаду провели? Европа нас за троглодитов держит. Может, не зря? Идеал для нас не западники и не славянофилы, а жители Конго. И это не шутка. Сорок пять лет назад, по случаю провозглашения независимости этой африканской страны, местные ребята поснимали со своих хижин крыши, чтобы на их тщедушные тела пролился ниспосланный предками дождь золотых монет.

И совсем без смеха. При всеобщем запустении только дороги, ведущие к кладбищу, поддерживаются в порядке для того, чтобы восставшие из гроба предки могли добраться до ближайшей деревни.

Некролог о благополучной кончине
В начале августа прошлого года в столице подвели итоги акции "Москва, которой нет". Сразу несколько общественных организаций в течение последних четырех дней собирали подписи москвичей в защиту исторического облика столицы. Организаторы считают, что древние памятники федерального значения в российской столице могут просто исчезнуть. Защитники обещают, что будут пикетировать, писать письма, собирать подписи до тех пор, пока на них не обратят внимание городские власти.

Так и будем шоркаться от одной акции до другой.

Акция закончилась! Да здравствует следующая акция! И кто конец положит?

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *