Ползучий реванш

2 сентября исполняется 60 лет со дня окончания Второй мировой войны. В этот день в 1945 году договор о безоговорочной капитуляции подписала Япония. После тяжёлого военного поражения  Страна Восходящего Солнца практически полностью сосредоточилась на внутреннем развитии, изменила политическую систему и создала современнейшую экономику. Теперь Японии уже мало быть экономической супердержавой и она возвращается к активной роли в мировой политике. Вместе с этим всплывают многие спорные моменты прошлого, в т.ч. и территориальные вопросы. Пример тому – российско-японский спор о принадлежности Южных Курил.

Когда после окончания войны с Германией к боевым действиям США и Великобритании против Японии присоединился Советский Союз, уже было ясно, что японцам не избежать поражения.  6 и 9 августа 1945 года американцы произвели атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки и вскоре император Японии Хирохито объявил о готовности подписать безоговорочную капитуляцию своей страны. И вот 2 сентября в Токийской бухте на борту американского линкора «Миссури» это было сделано. Началась новая эпоха в истории Японии, а вместе с ней – и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Страна была оккупирована американскими войсками. Подобно Германии, здесь прошла чистка государственного аппарата, распущена армия и началась борьба с воинственным духом – в условиях Японии речь шла о выкорчёвывании самурайского кодекса «бусидо» и культа императора. Уже весной 1947 года вступила в действие конституция, главным творцом которой стал американский генерал Дуглас Макартур. Согласно документу, стране запрещалось иметь армию, а вместо неё разрешалось иметь только небольшие силы самообороны. Император остался формальным главой государства, но реальной властью теперь обладал премьер-министр. Последним становился лидер победившей на парламентских выборах партии. Замкнутые концерны «дзайбацу», бывшие основой японской экономики до войны, распускались, а рабочие получили право на создание профсоюзов и забастовки. Словом, в стране должна была сложиться демократия западного типа.

Поскольку сразу же после войны советско-американские отношения резко испортились, это отразилось и на отношениях СССР и Японии. Дело в том, что США не только лишили страну армии, но и взяли под контроль всю её внешнюю политику и торговлю. Первым премьер-министром Японии стал Сигэру Ёсида – ярый противник любых отношений с СССР. В сентябре 1951 года в Сан-Франциско был подписан  мирный договор. Согласно ему, Япония лишалась Южного Сахалина, Курильских островов, Тайваня, Кореи, Маньчжурии и ряда мелких островов в Тихом океана и Восточно-Китайском морях. Острова Рюкю были переданы США (возвращены Японии только в 1972 года при сохранении американской военной базы на острове Окинава). Тогда шла война в Корее, и Советский Союз отказался послать делегацию для подписания мира. В итоге СССР и Япония остались в состоянии войны, не восстановив даже дипломатические отношения.

Тем не менее, и в Москве, и в Токио, и в Вашингтоне понимали, что долго это продолжаться не может. Весной 1955 года СССР и Япония начали работать над проектом мирного договора и восстановлением дипотношений. И вот в октябре 1956 году двусторонние отношения были восстановлены. Однако вместо мирного договора пришлось ограничиться только декларацией. Никита Хрущёв предложил вернуть Японии два южнокурильских острова в обмен на вывод с её территории американских войск. США выступили против, а Япония вдобавок потребовала передать ей сразу четыре острова  - Кунашир, Шикотан, Итуруп и гряду Хабомаи. Спор об их принадлежности идёт до сих пор, российско-японская морская граница до сих пор не установлена, а мирный договор не подписан.

Территория Японии сильно пострадала от бомбардировок и руководство страны даже по чисто объективным соображениям вынуждено было сосредоточиться на внутреннем развитии страны. За послевоенные годы экономика Японии, не отягощённая военными расходами, стремительно росла. Вопрос о том, как прокормить население, был решён, и теперь Япония превратилась в экспортёра высокотехнологичной продукции. В 1973 году в результате роста цен на нефть разразился экономический кризис, больно ударивший и по Стране восходящего Солнца. Но Япония быстро перестроилась – страну покрыла густая сеть АЭС и зависимость от нефти резко уменьшилась. Она окончательно превратилась в ведущего экспортёра электроники и автомобилей, став экономической сверхдержавой. Когда в 1997-1998 гг. в Азии разразился сильнейший экономический кризис, мощная экономика Японии справилась с его последствиями в короткие сроки. Лучшей иллюстрацией высочайшего уровня развития страны стало то, что продолжительности жизни японцев – самая высокая в мире (иногда, правда, их обходят норвежцы и исландцы).

Но в политике было не так гладко. В отличие от Европы и Северной Америки, где сложилась двухпартийная система или система коалиций, в Японии, начиная с 1955 года, у власти находится одна и та же Либерально-демократическая партия (иногда в коалиции с другими политическими силами). Но куда важнее другое: приняв новое мироустройство, японцы так и не стали считать себя виновными за преступления своих соотечественников в Корее, Китае, Вьетнаме и других странах региона. В стране продолжал действовать храм Ясукуни – здесь покоится прах всех воинов, погибших за Японию и в том числе военных преступников. Наконец, император Хирохито, при котором началась война, просидел натроне вплоть до 1989 года. Учитывая, что Китай и Северная Корея долгое время (а КНДР – и поныне) были недружественными США государствами, американцы, контролирующие территорию Японии в военном отношении, смотрели на это сквозь пальцы.

Между тем, как и в случае с Германией и Италией, всё больше бросалось в глаза несоответствие экономического и политического влияния Японии в мире. В 1990 году произошёл первый поворотный момент – несколько сот японских солдат приняли участие в миротворческой операции ООН в Камбодже. Вместе с Германией японцы требовали себе постоянного членства в Совете безопасности ООН. Через распространение по миру японских товаров и открытие представительств японских фирм рос и политический вес Японии, и обойти её при решении важнейших вопросов было просто невозможно. Свидетельство тому – подписание Киотского протокола о сокращении вредных выбросов в атмосферу именно в Японии. Естественно, что японцы начали вспоминать о тех временах, когда они были великой державой во всех отношениях.

В апреле 2001 года премьер-министром Японии стал Дзюнъитиро Коидзуми и стремление к политическому реваншу вышло на передний план. Сам премьер постоянно посещал храм Ясукуни, в учебниках истории стали ещё больше замалчиваться факты издевательств над корейцами и китайцами. В 2003 году Япония отправила в Ирак несколько сотен военнослужащих – явно в обход положения о неучастии страны в войне. В силах самообороны появилась военная разведка и контрразведка. Численность вооруженных сил достигла 160 тыс. человек, и они всё больше стали напоминать не силы самообороны, а настоящую современную армию.

Японцы стали самыми непримиримыми участниками переговоров о ядерной программе КНДР, требуя остановить все ядерные реакторы. Коидзуми грозился не приехать в Москву на 60-летие победы в знак протеста против неподписания мирного договора, но потом изменил свою точку зрения и в Москву прибыл.

Такое поведение Японии вызвало негодование у пострадавших от её агрессии соседей  - Китая и Кореи. По их городам прокатились акции протеста, а МИД КНР потребовал от Японии не ретушировать в учебниках истории события прошлого. И хотя Коидзуми заявил, что «Япония посредством своего колониального правления и агрессии принесла неимоверные страдания и ущерб народам многих стран, прежде всего в Азии, и теперь ясно и с раскаянием осознает эти факты истории», не посещать впредь храм Ясукуни он отказался.

Кроме того, в Японии уже готов проект новой конституции, где речь идёт о создании полноценной «Оборонительной армии», которая должна «всеми силами и средствами отражать агрессию из-за рубежа». Её численность составит около 160 тысяч человек, но в случае войны будет доведена до 375 тысяч. О том, что это будет только оборонительная война не говорится. Зафиксировано и право на коллективную оборону, что означает возможность вступления в военные блоки. Параллельно в новой военной доктрине говорится об активном наблюдении за Китаем и Северной Кореей. По новым положениям, Япония сможет экспортировать в США ракетные компоненты, что, по сути дела, положит конец запрету на экспорт оружия, введённому в 1967 году. Отметим, что энергетика Японии держится на атомных станциях, она обладает всеми ядерными технологиями и в любой момент может стать ядерной державой.

Таким образом, Япония препринимает самые активные шаги в направлении того, чтобы стать хотя бы региональной сверхдержавной во всех отношениях, включая и военное. В связи с этим она всё активнее и всё жестче ведёт себя на международной арене. И Россия это уже чувствует в вопросе о Курильских островах. Япония постоянно указывает на то, что до 1945 года острова Шикотан и Хабомаи – те самые, которые предлагал на определённых условиях вернуть Хрущёв, были частью одной из префектур острова Хоккайдо. Так что здесь налицо расхождение в трактовке понятия Курильские острова – Япония, в отличие от России, не считает, что географическое и юридическое определение Курильских островов тождественны.

И предсказать, чем завершиться этот спор, невозможно. Видя растущую мощь Китая, США и Евросоюз готовы оказать Японии всяческую поддержку для создания противовеса китайцам в этом регионе. Европарламент уже принял резолюцию о необходимости возвратить Японии четыре острова, об этом же сказал и министр обороны США Дональд Рамсфельд. В свою очередь, в Японии явно озабочены фактом проведения российско-китайских военных учений, и наверняка отметят их при внесении изменений в военную доктрину. В любом случае, среди стран, определяющих международные отношения, появился очень влиятельный игрок.

Вадим Трухачев

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *